Ольга Манакова
Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Сценарий народного праздника «Капустник»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий народного праздника
А У НАС КАПУСТНИК.
Старшая группа
Цели: приобщение детей к истокам русской культуры, воспитание уважения к традициям своего народа.
Дети и взрослые (гости) стоят перед входом в зал. Двери в зал открыты. Выходит Хозяйка.
1 реб. Эй, Хозяюшка, выходи встречать, работнички идут!
2 реб. Здравствуй, Хозяйка, помочь тебе пришли.
Хозяйка: Для дорогого гостя и ворота настежь.
Проходите, проходите!
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры, Сценарий народного праздника „Капустник“» размещена в разделах
- Капустник, 8 октября
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Ах, какие на вас красивые одежды праздничные!
Дети и гости проходят, садятся.
Хозяйка: Отгадайте загадку:
«Сто одёжек, и все без застёжек».
Дети: Капуста!
Хозяйка: Верно, это капуста. А у нас сегодня – капустник!
Красны девицы, да добры молодцы, расскажу я вам немого об этом празднике. Дело в том, что 27 сентября,по старому стилю, был День Воздвиженья. (провести предварительную беседу на тему «Воздвиженье») А кто помнит, что это за праздник – Воздвиженье? Именно с этого дня начинаются вечеринки-капустницы. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем. Вечером юноши и девушки водят хороводы.
Шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки звучат в домах и на дворе. Приглашения на «капустные вечёрки» с давних пор было знаком уважения. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Помните, я говорила вам, как начинались капустные посиделки? Давайте послушаем.
Сценка вечеринки.
1 реб.
Вейся ли, вейся, капуста,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зелёном
Гуляй, душечка родная.
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
2 реб.
Лизавету – по совету,
(гладит её по головке)
А Настасью – по согласью.
(жмёт руку)
Я Алёнушку люблю,
Шёлковый платок куплю,-
Сто рублей заплачу.
3 реб.
Сто рублей нам ни почём.
Гуляй, девка, с молодцом!
Хозяйка: Спасибо. Итак, со дня 27 сентября – Воздвиженья – начинали солить капусту, и солили её ровно две недели. А как же это делали? Об этом расскажет моя помощница, замечательная хозяйка …
Кто-то взрослый в русском сарафане рассказывает и показывает как издавна солят капусту. (капусту приготовить заранее)
Хозяйка: А вы хотите сами попробовать посолить капусту?
Тогда устроим конкурс-перегонялки (вызываются родители со своими детьми).
В деревнях, кроме засолки капусты, дел ещё было очень много, поэтому делать всё надо было очень быстро. Вот мы сейчас и проверим, смогут ли быстро справиться с этой работой наши мамы с детьми.
Условия конкурса: у каждой команды, которая состоит из родителя и ребёнка, по половине качана капусты и пустая литровая банка. Задача родителя: как можно быстрее нашинковать капусту. Задача же ребёнка – помогать укладывать эту капусту в банку. Чья капуста будет быстрее нашинкована и уложена в банку, тот и выиграл.
Звучит музыкально сопровождение.
Хозяйка: Но русские люди, конечно же, любили не только выращивать да солить капусту, но и кушать её. Кроме солёной капусты люди придумали ещё очень много блюд из неё. Давайте их вспомним.
Проводится «Аукцион блюд с капустой»
Хозяйка: Что-то мы с вами разговорились про пирожки капустные и сразу кушать захотелось. А кто из вас любит капусту? Тогда следующий конкурс «Весёлые зайчики».
Условия конкурса: Каждому участнику раздаётся по одному капустному листу. Тот, кто вперёд съест этот лист, тот и выиграл.
Хозяйка: А кто ещё кроме людей и зайцев любит капусту?
Дети: Козлики.
Хозяйка: Знаете ли вы песенку про козлика? Давайте её споём, а то что-то скучновато стало. А ведь русские люди любили песни петь да прибаутки рассказывать на капустных вечеринках.
Сценка песни «Жил-был у бабушки серенький козлик». («Родное слово» с. 55)
Хозяйка: Ребятушки, а вы знаете, что капусту не только зайчики да козлики едят…. Вот какой случай произошёл однажды.
Инсценировка ситуации «Капустная бабочка» (Ушинский «Родное слово» с. 173)
Хозяйка: Что-то засиделись мы, пора и повеселиться. Давайте поиграем в игру «Колышки».
Условия игры: Из играющих выбирают самых маленьких ростом и усаживают в кружок лицом в круг. Это колышки. За каждым из них стоит хозяйка. Покупатель тот, кто остался без пары, обращается к какой-нибудь хозяйке.
Покупатель:Кума, кума, продай колышек.
Хозяйка: Купи!
Покупатель: А что стоит?
Хозяйка: Качан капусты, да веник, да рубль денег.
Покупатель: Вот тебе качан капусты, да веник, да рубль денег.
Хозяйка: Ну, по рукам, да в баню!
Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков. Кто быстрее займёт колышек, оббежав круг, тот становится хозяйкой, а кто не успел – покупателем.
Хозяйка: Ой, да и на славу мы с вами повеселились. А вот что не сказала-то вам. Принято в конце вечёрок капустных дарить подарки. Да и наши ребята приготовили для гостей и родителей подарок, сказку, которая называется «Страшная коза»
Инсценировка сказки («Родное слово» с. 102)
Хозяйка: Ну и молодцы наши ребятушки, умеют веселиться. Да, хочется сказать: Мельница сильна водой, а человек – едой. Самое время сесть за стол, где ждут нас блюда из капусты. Давайте отведаем их.
Хозяйка угощает всех.
1 реб. Спасибо, Хозяюшка, за угощение.
2 реб. Мы будем пирожками живиться, а тебе будет счастье валиться.
Кланяются, прощаются и уходят.