Млада Сидорова
Сценарий музыкально-игрового досуга «Путешествие по странам и континентам» для старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий музыкально-игрового досуга «Путешествие по странам и континентам» для старших и подготовительных групп
Цель: Знакомство с музыкальной культурой разных народов, закрепление знаний музыкальных инструментов.
Публикация «Сценарий музыкально-игрового досуга „Путешествие по странам и континентам“ для старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, презентация, видео танца-игры «Самолёт», волшебная палочка; ложки по числу детей; музыкальные инструменты: аккордеон, маракасы, барабан африканский, калимба, варган, балалайка, гитара, перуанская флейта.
Ход досуга:
Под музыку дети входят в зал, занимают места.
Муз. рук: Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет:
В шелесте трав, в шуме дубрав
Только прислушаться надо! (В. Семернин)
Муз. рук: Дорогие ребята! Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки окружающего нас мира. Есть среди них звуки шумовые, а есть -музыкальные, которые отличаются от шумовых красотой звучания. Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по-своему. Сегодня я приглашаю вас отправиться на экскурсию по странам и континентам, чтобы познакомиться с разными музыкальными инструментами. А экскурсовод у нас сегодня будет необычный
Если кто-то одинок, грусть кого-то гложет,
Пусть Фея Музыки придет, и всем она поможет.
Музыка. Вход Фея с «волшебной палочкой» в руках:
Здравствуйте, ребята!
Я по свету путешествую немало,
В детский сад к вам заглянула для начала.
Для вас хочу устроить представленье,
В мир музыки увлечь вас на мгновенье.
Раз-два-три! Волшебная палочка, нам помоги.
Звучит музыка – П. Чайковский «Неаполитанская песенка»
Фея: Какой музыкальный инструмент звучит? Это - фортепиано – пианино или рояль. (Слайд – пианино и рояль) А прозвучала пьеса П. Чайковского «Неаполитанская песенка». К какой группе инструментов относится фортепиано? К клавишно-ударным. Снаружи мы видим клавиши, а внутри – молоточки, ударяющие по струнам. А появился этот инструмент в Италии (слайд Италии) Двести лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки — «форте», так и тихие — «пиано». Поэтому инструмент и получил такое название — «фортепиано». Фортепиано – это и пианино и рояль. «Пианино» от слова «пиано» - тихо, и звучит он тише, чем рояль.
«Рояль» означает «королевский». Он большой, красивый, с более мощным звучанием, чем у пианино, стоит на трех ножках.
Муз. рук: Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль.
Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом!
Все — и взрослые, и дети знают инструменты эти!
Фея: Мы продолжаем нашу экскурсию. Я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся в Испании!
На экране демонстрируется слайд с изображением Испании и гитариста.
Фея: Испания – страна, где очень любят музыку, и она звучит повсюду – на улицах и площадях, в концертных залах и на аренах. Влюблённые испанские юноши вечерами поют серенады под балконами своих возлюбленных, аккомпанируя себе на гитаре. Гитара имеет плоский корпус и формой напоминает цифру «8». У нее есть гриф и 6 или 7 струн. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Давайте послушаем, как звучит испанская гитара.
Звучит гитара – фламенко.
Фея: А сейчас, ребятки, У меня для вас загадка. Слушайте внимательно!
«Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же.» (Песня)
Фея: Каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом? Как вы думаете, каким? (Дети отвечают.) Конечно же, голосом.
Муз. рук: Давайте споём песню бременских музыкантов под аккомпанемент гитары
«Песня друзей» из «Бременских музыкантов» (слайд)
Муз. рук: Бременские музыканты (сказочные артисты из немецкого города Бремена) любили путешествовать по всему свету. Давайте и мы продолжим наше путешествие!
Фея: Мы с вами отправляемся в Австрию!
Слайд - Австрия
Именно здесь был изобретён музыкальный инструмент, который вы сейчас услышите
Звучит аккордеон – дети определяют
Фея: Подсказка-загадка:
Слева он как фортепьяно,
Справа – кнопки от баяна.
А меха – как на гармошке.
Это ясно даже кошке,
Ну, конечно, это – он.
Инструмент … (аккордеон)
Муз. рук: Аккордеон – сравнительно молодой музыкальный инструмент. В 1822 году в Берлине была изобретена первая ручная гармоника, а в 1829 году в Вене органный мастер Кирилл Демиан сконструировал гармонику с аккордовым аккомпанементом на левой стороне, которую он назвал аккордеон. Аккордеон оснащен клавиатурой по типу фортепиано и похож на баян. Звук его мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим (показывает аккордеон)
Муз. рук: Давайте разучим полечку под музыку в исполнении аккордеона
«Австрийская полька» - разучивание
Фея: Продолжим нашу экскурсию по странам и континентам! Мы отправляемся из Европы в Америку. Путь лежит через океан, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся на борту самолёта.
Видео: танец-игра «Самолёт»
Фея: Мы с вами оказались в стране Перу – на родине перуанской флейты
(Слайд) Знаменитая перуанская флейта считается одним из самых древних музыкальных инструментов, знакомых человечеству. На территории Перу было найдено множество древних флейт, на которых играли когда-то древние инки и в наши дни играют индейцы кечуа. По мнению экспертов, самой древней из найденных флейт более 10 тысяч лет. Их изготавливали из бамбука, или тростника. Гораздо реже встречались флейты, сделанные из глины, или из камня. А к какой группе инструментов относится эта флейта? Можете рассмотреть этот инструмент поближе (передаёт по кругу)
Послушайте композицию Даниэля Роблеса «Полёт кондора» Песня написана на мотив традиционных народных мелодий жителей Анд.
Фея: А теперь я приглашаю вас в Африку. Нам предстоит переплыть Атлантический океан. Снова взмах палочки, и мы на круизном лайнере (шум моря) А чтобы не скучно было плыть, предлагаю исполнить
Танец - игру «Акулёнок»
Фея: Вот мы и в Африке! (слайд) Жители этого континента очень музыкальны и не представляют свою жизнь без зажигательных ритмов, песен и танцев. Самыми распространёнными музыкальными инструментами здесь являются - посмотрите, какие? (слайд) - барабаны и маракасы.
Муз. рук: Вот они (показывает) Маракасы делали из натуральных материалов, например из кожуры орехов (показ). А вот ещё один интересный инструмент – калимба, сделанный из скорлупы кокоса (показ) Давайте поиграем с этими музыкальными инструментами
Игра «Слушай инструмент» (под барабан дети шагают по кругу, под маракас бегают на носочках, под калимбу приседают и «засыпают»)
Фея: А теперь из жаркой Африки мы с вами переместимся на далёкий холодный Север с помощью моей волшебной палочки (машет палочкой)
Фея: Мы с вами прибыли в Якутию (слайд). Национальным музыкальным инструментом северных народов является варган. Это музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку (слайд) Инструмент устанавливают в области рта.
Послушайте звучание варгана и рассмотрите этот инструмент (показ)
Звучит варган
Муз. рук: Предлагаю поиграть в якутскую народную игру
«Олени и волк» игра
Фея: Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. Отправимся на поезде с песней «Паровозик детства»
Фея: Конечный пункт нашего путешествия - это наша Родина - Россия.
Давайте вспомним, какие русские народные инструменты вы знаете (ответы)
Фея: Отгадайте мои загадки:
Инструмент народный русский.
В нем всего лишь три струны,
А как только заиграет —
Льются песни старины.
Слайд с изображением балалайки.
Муз. рук. : Название этого инструмента произошло от слов «балакать», «балаболить», т. е. «болтать». Балалайка появилась в России в XVII веке. На ней играли скоморохи, бродячие актеры и музыканты на ярмарках и праздниках. У балалайки треугольный корпус и три струны.
Выходи, честной народ!
Балалайка в пляс зовёт
Хоровод «Светит месяц»
Фея: Следующая загадка:
Инструмент такой простой.
Деревянный, небольшой,
А работает он в паре.
Вы, ребята, угадали? (Дети отвечают)
Молодцы, ребятки, Отгадали загадку!
Слайд - ансамбль ложкарей.
Муз. рук: Деревянная ложка была предметом повседневного обихода русского народа. Ими кашу ели да щи хлебали. К какой группе инструментов относятся ложки? На ложках не только играли, но и танцевали с ними.
Надоело нам сидеть.
Захотелось песни петь!
Ну, а лучше танцевать.
Ложки нам пора достать!
Оркестр ложкарей
Муз. рук. : Наша экскурсия закончилась. Давайте поблагодарим Фею Музыки аплодисментами! (Фея прощается и уходит)