Ольга Кудрявцева
Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп «Мотивы русских ремесел»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №99 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сценарий районного мероприятия «Мотивы русских ремесел»
(Совместная деятельность для детей старшей и подготовительной групп)
Соавторы:
Воспитатель: Кудрявцева Ольга Петровна
Музыкальный руководитель– Смирнова Екатерина Николаевна
МОТИВЫ РУССКИХ РЕМЕСЕЛ
Публикация «Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп „Мотивы русских ремесел“» размещена в разделах
(Совместная деятельность для детей старшей и подготовительной группы)
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Развивающие:
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия, способствовать развитию музыкально - эстетического вкуса
Воспитательные:
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями.
Прививать любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
В мероприятии используется игровой элемент «Горница в русской избе».
НАЧАЛО ПРАЗДНИКА
Стена оформлена в русском стиле.
На стене городецкие панно, вышивка, расписные доски, дымковская игрушка, народные музыкальные инструменты (балалайка, дудки, народные игрушки для забавы). Здесь же стол расписной хохломской, а на нем самовар, связка баранок, посуда и пряники.
Сидит хозяйка с рукоделием, одетая в русский народный костюм, и напевает русскую народную мелодию (роль взрослого). После первого куплета откладывает рукоделие и говорит:
Вот и все! Закончила я работу. Успела к ярмарке подготовиться! Ох и веселое же будет гулянье! Три деревни на праздник соберутся! Выгляну-ка в окно – может, кто-то уже едет на ярмарку? (Смотрит в окно)
Открываются двери, дети входят в зал, исполняют танец под
РУССКУЮ НАРОДНУЮ МЕЛОДИЮ (плясовая)
(в конце танца дети выстраиваются в две шеренги – с левой и с правой стороны зала)
Ведущая (Ольга Петровна) :
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Видно умелая мастерица живет здесь!
Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка:
Здравствуйте дорогие гости, рада вас видеть, садитесь, отдыхайте.
(Дети под музыку садятся) И вы на ярмарку собрались?
Ведущая
Да, мы тоже на народное гулянье хотим! Я смотрю, работы у тебя интересные- роспись разная, платки расписные!
Хозяюшка:
Да, пора начинать праздник! А где мой помощник – скоморох? Выходи, зазывай всех на ярмарку!
Выходит ребенок в костюме скомороха.
Скоморох:
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ!
Пора праздник начинать, будем петь и танцевать!
Ведущая:
Выходите на танец!
(Дети берут приготовленные на столах погремушки, балалайки, ложки и исполняют)
ТАНЕЦ «ЯРМАРКА» (песня из кинофильма «Мама»)
Ведущая:
Вот мы и на ярмарке! Давайте, сядем, да все рассмотрим.
Как много здесь людей!
Здравствуйте, гости дорогие! (обращается к зрителям)
Пожалуйте на веселую ярмарку. С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень. А на ярмарке чего только нет: игрушки да посуда, платки расписные, да пряники узорчатые и вкусные.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
И про чудо-мастеров нам споют жители деревни Дымково.
Выходите.
Дети встают полукругом и поют.
ПЕСНЯ «РУССКИЙ УМЕЛЕЦ» Музыка Т. И. Сизых, слова А. А. Званцуговой журнал «Музыкальная палитра»
(после песни дети остаются на местах)
Ведущая:
Много умельцев на Руси. Все ими гордятся, творениями рук любуются.
Стал известен на весь мир
Яркий, русский сувенир!
ПЕСНЯ «РУССКИЙ СУВЕНИР» Музыка и слова Г. С. Михайловой
Журнал Музыкальная палитра №2-2000г.
Ведущая: Молодцы! Садитесь.
Хозяюшка: А что- же это за село Дымково? Чем оно знаменито?
Ведущая:
Сейчас расскажем! Выходите (имена детей.) расскажите нам о дымковском промысле.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ: (У одного ребенка лоток с поделками. По мере чтения стихотворений дети показывают свои рисунки, фотоиллюстрации дымковских игрушек, или игрушки, вылепленные из глины)
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Возле Вятки самой Дымково-поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый.
В поселке драгоценный продолжая труд,
В избах мастерицы славные живут.
А вот из Дымково игрушки,
Собачки, всадники и хрюшки!
С ребёнком барыня стоит,
Петух на барыню глядит,
Какие яркие цвета,
Какие перья у хвоста!
Кто, то сделал индюка, распушенные бока.
У кого - то глина стала вдруг павлином.
Кто- то вылепил синицу, сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы живут в Дымково селе.
Ведущая:
Да, эту игрушку называют – дымка, из-за места её происхождения. Это трудоёмкое производство. Красную глину для игрушек берут неподалёку от Дымково и смешивают её с речным песком. Мастера, лепят игрушки, затем обжигают в русской печи, покрывают белой краской. После этого её наряжают с помощью мягкой кисточки.
Хозяюшка:
Ай да молодцы, дымковские мастера, порадовали своими яркими, праздничными игрушками. Садитесь.
Хозяюшка:
А это чьи ж товары? (Берет один предмет и показывает всем) Какие кони быстрые, да цветы яркие! Что за чудо сказочное?
Ведущая:
Ребята, откуда прискакали красивые кони? Что это за роспись?
Городецкая – правильно.
Дети читают стихи и показывают рисунок:
Конь из Городца,
Порадуй молодца!
Городецкие узоры,
Сколько радости для глаз.
Городецкие кони,
Поиграть зовут всех нас.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец из города Городец.
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Ведущая: Вот какая интересная роспись. Садись.
Хозяюшка:
Вижу я еще умельца, выходи (выводит ребенка с корзиной хохломских ложек – корзинку ребенку дает воспитатель) расскажи, какие у тебя поделки?
Эти изделия радуют взор,
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейливой змейкой,
Орнаменты вьются - так сделать сумей-ка!
А где-то кудри по черному полю,
Мерцают, как звёзды в небесном раздолье.
Волшебной травою любуемся мы –
Как главным узором для всей хохломы.
Ведущая:
Эти изделия из другой деревни. Хохломская роспись всем известна.
Давайте про нее песню споем. Выходите, детки
Дети встают полукругом и поют песню
«НАША ХОХЛОМА» Слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова
Ведущая:
Да, хохломская роспись очень популярна. Молодцы, садитесь.
Свое название хохломской промысел получил от большого торгового села – Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи товары: чашки, миски, ложки. Их вытачивали из дерева, а за тем расписывали и покрывали лаком.
Выходи (имя ребенка, расскажи нам стихотворение про расписные ложки
Ребенок рассказывает стихотворение:
Звонкие, резные, ложки расписные.
От зари и до зари,
Веселятся ложкари.
Подходи, разбирай,
С ними танец начинай!
Ведущая:
Давайте, ребятки, кто знает танец с красивыми ложками, выходите и
спляшите нам кадриль. (Дети встают на танец)
А про танец нам расскажет (имя ребенка)
Танец, как миг, пронесется сейчас!
Кажется, длиться он будет аж час!
Можно секунду всего танцевать,
Можно от танца вовек не устать!
С танцем по жизни шагать веселей,
Танец опять собирает друзей!
Что ж, будем вместе опять танцевать,
Улыбки дарить и не унывать!
БАЙНОВСКАЯ КАДРИЛЬ
Хозяюшка:
Замечательный танец-веселый, задорный! Садитесь, порадовали меня.
(ПОСЛЕ КАДРИЛИ ДЕТИ КЛАДУТ ЛОЖКИ В КОРЗИНУ И САДЯТСЯ НА МЕСТА –ВОСПИТАТЕЛЬ-ПОМОЩНИК УНОСИТ КОРЗИНУ)
Ведущая:
А мы тоже кадриль танцевать умеем. Вы с ложками танцевали, а мы с балалайками попляшем!
Выходите (ИМЕНА ДЕТЕЙ) на кадриль с балалайками.
КАДРИЛЬ С БАЛАЛАЙКАМИ
Хозяюшка:
Молодцы, садитесь. И у вас кадриль красивая получилась.
Что я вижу? Вот так чудо – белоснежная посуда,
А по ней струится мягко синий цвет!
Да мы с вами словно в синюю сказку попали!
Ведущая:
Ребята, как называется этот вид росписи? Правильно, гжель.
Ведущая:
Давным-давно, на Гжельской земле была найдена особая глина, пригодная для изготовления керамических изделий. По белому фону тарелки или чайника рука мастера ведет кисточку с синей краской. Сначала весь рисунок кажется блёклым, бесцветным. Но после обжига всё, что кисть нарисовала - становится синим.
Выходите (имена детей, расскажите нам про Гжель.
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Ах – это Гжельская посуда,
Посмотрите, что за чудо!
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Ведущая: Очень красивая роспись гжельская. Давайте споем про нее песню.
«НЕЗАБУДКОВАЯ ГЖЕЛЬ» Слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова
Хозяюшка:
Действительно, гжель – очень нежная роспись. И песня у вас очень красивая! Молодцы, садитесь. Что ж, пойдем дальше по ярмарке гулять. А здесь у нас, что продают? А ну-ка отгадайте!
Алый шелковый платочек.
Русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская…. (МАТРЕШКА)
Хозяюшка: Правильно, матрешка!
Ведущая: Хозяюшка, а у нас тоже матрешки есть. Хочешь посмотреть?
Хозяюшка: Да, хочу.
Ведущая: Выходите, матрешки, пусть полюбуются на вас!
Смотрите, какие нарядные. Мы вам про них и стихи расскажем!
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут-
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Миловидны, простодушны,
Так улыбчивы, радушны
Наши русские матрёшки
И загадочны немножко.
Кто в гостях у нас бывал
И матрёшек не видал,
Тот и матушку Россию
До конца не разгадал.
Ведущая: Вот какая интересная игрушка – матрешка. И веселая. Потанцуйте, матрешечки, для нас.
ТАНЕЦ «РУССКИЕ МАТРЕШЕЧКИ»
Хозяюшка: Молодцы, матрешечки, садитесь.
А знаете, я пока по ярмарке гуляла, видела большие красивые платки расписные. Вот такие (берет платок со стола) Кто знает, как называются такие платки? Правильно, Павлопосадские платки
Ведущая: Выходите (имена детей, расскажите нам про расписные платки.
На чёрном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики – нежные
На посадском платке –
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны, дуновенье ветров!
Словно счастья букеты,
На посадском платке.
Их теплей и роднее,
Не найти нам нигде!
Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немного фантазии и волшебства,
И сошью я такое, что вам не приснится,
Только чтобы на свете жила красота.
Чтобы только сияли улыбками лица,
Только чтобы на свете жила красота.
Делу время, потехе – час.
Будем снова плясать сейчас.
Если вы не устали с нами,
Посмотрите танец с платками.
ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ «АЛЕНУШКИ»
(Платки дети берут за ширмой перед стихами)
Хозяюшка:
Очень красивая роспись на платках. Молодцы, садитесь. А вы знаете, что в старину на ярмарке очень любили играть? Давайте и мы поиграем? Есть у меня 2 тарелки, вернее были. Однажды упали тарелки и разбились. Я хотела их починить, но никак не могу узор собрать. Поможете мне? Тогда выходите. Я на столах оставила осколки тарелок. (Выносят 2 маленьких столика) Сложите узоры на тарелках. Сможете? Тогда начали! Складывают узор под музыку.
Хозяюшка: Теперь я починю тарелки.
Ведущая: Какая интересная ярмарка! Молодцы, садитесь. Все старались, все устали. А я знаю еще один русский сувенир, который был частым украшением ярмарки. Я вам его покажу. (Берет со стола самовар и показывает всем) Узнаете?
Посмотрите, какой красивый! Вот он – знаменитый русский самовар! Самовары тоже изготавливали мастера, украшали их росписью и резьбой. Дети читают стихи:
Старый медный самовар
Сверху на буфете.
Для чего нам самовар? –
Нелегко ответить.
Из него не день, не год,-
Много лет никто не пьет.
Для него нужны дрова,
Чтобы греть, сгорая.
А для дров нужна пила.
А еще – сараи.
Но, как много лет назад,
Он и весел, и пузат.
Этот старый самовар -
Чудо для ребенка.
Дети смотрятся в него
И смеются звонко!
В самоваре, как в кино:
Кухня, с облаком окно.
Пусть сейчас не вьется пар,
И не слышно пения,-
Но как прежде, самовар
Дарит настроение!
Живет на даче cамовар.
Стоит он на терраске.
Когда же в нем горит пожар,
Пробулькивает сказки.
Он ест лучинки и кору,
Но больше любит шишки,
И даже в самую жару
Он грозно жаром пышет.
Когда же чай садимся пить,
Он открывает краник.
Прошу я бабушку налить
И дать побольше пряник!
Самовар раздут и горд, Чай по чашке выдаёт.
Вкусным чаем знаменит.
Ох, горяч! Но не сердит.
Ведущая: Да, пить чай из самовара- русская традиция. Это особая атмосфера в любое время. Сейчас наши ребята покажут танец, который называется «Русский самовар».
ТАНЕЦ «РУССКИЙ САМОВАР» слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова
Ведущая: Вот и закончилась наша ярмарка. Мы вспомнили много ремесел, поиграли, повеселились.
Хозяюшка:
Много на Руси умельцев
Резать, украшать, лепить.
Подрастайте и за дело,
Будем вместе мастерить!
Кланяются все поясным поклоном: До свидания!
Воспитатель и дети благодарят хозяюшку, прощаются и выходят из зала под народную музыку.