Сагандыкова Алия
Сценарий мероприятия ко Дню национальных парков и заповедников Путешествие в Бузулукский бор
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках России.
Задачи:
- Расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются;
- закреплять знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных, занесённых в неё, учить узнавать и различать их по внешнему виду;
- формировать бережное, ответственное отношение к природе, желание принять посильное участие в её охране и защите.
Публикация «Сценарий мероприятия ко Дню национальных парков и заповедников Путешествие в Бузулукский бор» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, вот и закончились новогодние праздники, но в нашей стране отмечается еще один праздник, не такой шумный и веселый, как Новый год, но очень важный. Он называется «День заповедников и национальных природных парков». Этот праздник посвящен охране окружающей природы. А, как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? (ответы детей)
Воспитатель: В истории человечества не раз с лица земли исчезали многие виды животных и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? И тогда они стали создавать заповедники и национальные парки.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое заповедник? (ответы детей)
Это большой природный парк, в котором птицы и звери живут не в клетках, а на воле. В заповедниках часто живут редкие животные и птицы, растения, занесенные в Красную книгу. В заповедниках нельзя строить дома, дороги. Только ученые могут приходить в заповедник, чтобы изучать животных и растения. Воспитатель: Заповедники и национальные парки — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы, и здесь их изучают ученые, биологи, лесники, лаборанты.
Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц. Ребята, хотели бы побывать в заповеднике и всё посмотреть? (ответы детей)
В нашей Оренбургской области тоже есть заповедник, называется он «Бузулукский бор» и я предлагаю вам туда прямо сейчас отправиться.
Сосны с шишками и ели,
На равнине, среди гор,
Вместе дружно зеленели.
Лес такой зовётся ….(бор.)
Воспитатель: Но, прежде чем мы отправимся в Бузулукский бор, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу:
• Не ходите в лес одни. Вы можете заблудиться. Обязательно ходите только со взрослыми.
• Не шумите в лесу: не кричите, громко не разговаривайте, не слушайте громкую музыку. Этим вы тревожите и пугаете лесных жителей.
• Не разжигайте костер в лесу без взрослых. Уходя, не оставляйте недогоревший костер, его обязательно потушите.
• Не трогайте, не разоряйте птичьи гнезда.
• Не трогай домики животных и их детенышей.
• Не забирайте из леса домой животных.
• Не разоряйте муравейники. Муравьи очищают лес, поэтому их называют санитарами леса.
• Не обижайте лесных насекомых. Не ловите, не уничтожайте их. Насекомые часть лесной природы. Не губите деревья и кустарники (не ломай, не делай надписей, не собирай сок). Это может нанести вред лесной природе.
• Не топчите ядовитые грибы. Для человека они опасны. А для животных и насекомых эти грибы могут оказаться съедобными.
• Не рвите цветы. Среди них могут оказаться редкие цветы, занесенную в Красную книгу.
• Не оставляйте в лесу никакого мусора. Не загрязняйте его! Ведь лес является домом для растений, птиц и зверей.
Дети отправляются в Бузулукский бор, где их встречает Лесовичок. (расставлены ели, сосны, аудиозапись шум леса).
Лесовичок: Добро пожаловать в Бузулукский бор. Бор – это лес, но не простой, в нем растут хвойные деревья.
Воспитатель: Ребята, а какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна и ель).
Лесовичок: У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.
Одна из самых старых сосен России находится в Бузулукском бору, и многие люди не зря называют ее "Царица-сосна". У основания она настолько широкая, что даже три взрослых человека, взявшись за руки, не способны её обхватить. В высоту сосна достигает 36,5 метров.
Воспитатель: Бузулукский Бор приносит огромную пользу. Сосна выделяет летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору. А еще сосна - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем. Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины.
Показ слайда – «Царица-сосна»
Лесовичок: А чтобы угадать какие животные обитают в Бузулукском бору, предлагаю вам отгадать загадки. (Показывает картинки).
Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это (Волк)
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его (Барсук)
Скачет Шапка по бору
Объедает в нём кору.
Посмотрите! Поглядите!
Сколько удали и прыти. (Заяц)
Мы строители плотин —
Трудимся все как один.
Проживаем в хатках
День проводим в прятках. (Бобры)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь — рогатый. (Лось)
Лось является символом Бузулукского бора, а еще его называют сторожилом бора.
И его жизнь тесно связана с сосной. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны. Темно-бурые красавцы на сильных длинных ногах по своему весу достигают 600 кг. Большие ветвистые рога принадлежат только самцам! Эту красоту и гордость они ежегодно меняют.
Обитают следующие хищные животные: ласка, горностай, норка, хорек степной, лесная куница, барсук песчаный, лисица, волк. Грызуны представлены зайцем беляком, белкой башкирской, сусликом рыжеватым, хомяком, водяной крысой, бобром. Если говорить о копытных, то в парке водятся косуля, кабан и лось. (показ слайда).
Лесовичок: В Бузулукском бору есть много водоёмов, но главная река Боровка. В водоемах Бузулукского бора отмечено 35 видов рыб. Самыми распространёнными являются щука, голавль, карась, линь, плотва, окунь, судак, пескарь. (показ слайда)
Звучит аудиозапись «Птичьи голоса»
Воспитатель: Ребята, а вот и птицы запели, слышите?
А каких птиц вы знаете?
Лесовичок предлагает ребятам собрать пазлы, по которым они смогут узнать, какие птицы обитают в Бузулукском бору.
Воспитатель: Ребята, много интересного сегодня мы с вами узнали. Расскажите, пожалуйста, что такое заповедники и для чего они нужны?
Воспитатель с детьми подводят итог.