наталья короткая
Сценарий мастер-класса «Игра как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для педагогов дошкольных учреждений
«Игра, как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».
Автор: Короткая Н. В, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь
Цель:
Публикация «Сценарий мастер-класса „Игра как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Знакомство со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста при помощи игры для повышения социально-психологической компетентности воспитателя.
Задачи:
-продемонстрировать методы и приемы разрешения детских конфликтов при помощи игры;
- раскрыть ключевые теоретические аспекты детской конфликтологии и ее основные понятия;
- дать методические рекомендации по использованию нестандартного оборудования в разрешении конфликтных ситуаций и развитию сотрудничества и приобретению социального опыта детей;
Материалы и оборудование: красный шарик с нарисованным злым лицом, нестандартное оборудование с щита «Гневотушитель», шарики 10 штуки, маркеры, 2 куклы,2 пилотки или фуражки, 2 пистолета, по 2 кукольные тарелочки, чашечки, ложечки.
Этапы мастер – класса.
1. Вступительное слово мастера :
Педагог (в шляпе со злым смайликом) заходит с красным шариком, на котором нарисовано злое лицо.
Мастер :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Шарик лопается.
Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю вспомнить, какое лицо было нарисовано? Кто был внимателен (ответы – злое, агрессивное)
Вот так бывает и в жизни – человек так сильно злится, что буквально лопается от злости, но многие взрослые люди способны совладать со своим гневом, а вот дети не всегда.
- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети? (ответы)
- Удается ли вам погасить конфликт, снять эмоциональное напряжение за короткий срок и создать ситуацию для настроя на примирение и сотрудничество? (ответы)
Поэтому я бы хотела познакомить вас со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста при помощи игры для повышения социально-психологической компетентности воспитателя.
Цели и задачи: Современные данные социологических исследований показывают, что во многих странах, в том числе и в России, увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Существует даже специальная область знания – конфликтология, в ее развитие внесли большой вклад отечественные и зарубежные психологи, такие как В. И. Журавлев, З. Фрейд, В. О. Агеев, Н. Миллер и другие.
Работая с детьми несколько лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других.
Дети порой так равнодушны к красоте, жестоки к животным и растениям. Много времени проводят перед телевизором, компьютером. Примеры злых персонажей увлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко проявляется склонность к злу, которое получает каждодневную подпитку от разного рода «мультиков» и «ужастиков».
Не секрет, что почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения, и он становится «грозой всего детского коллектива», источником огорчений воспитателей и родителей.
И устранить проявление такой агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.
- А с чего обычно начинается конфликт? (ответы…с действия, обидного слова)
- А вы знакомы с понятием «конфликтогена»? (ответы)
Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие, которые приводят к конфликту.
Конфликтогены вызывают агрессию.
- Так что же такое агрессия?
Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессивное поведение – это действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим.
-Как вы воздействуете на ребенка, который проявляет агрессию? (2-3 ответа)
(ответы – сажаем на стул, ругаем и т. п.)
А ведь такие дети нуждаются в любви, ласке и понимании, как и любой другой ребенок.
В своей практике я тоже столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей и поняла, что необходимо искать приёмы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент.
И не менее важной задачей для воспитателей, является умение научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником процесса, не слепо подчиняться требованиям взрослого, а вместе найти выход из сложной ситуации, используя разные варианты решения конфликта.
Работа воспитателя с такой категорией детей должна проводиться в трё х направлениях:
(Не читать)
- формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию, желанием помочь и т. д.
- работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;
- обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
Через игру возможно перестроить эмоциональную сферу детей, склонных к агрессии.
Я попробовала применить игровые упражнения как метод воздействия и профилактики детской агрессиии увидела положительные результаты.
Методик, входящих в игровую терапию множество, но я остановила своё внимание на некоторых из них:
Большое влияние на эмоциональную сферу ребенка оказывают художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, потешки и др., они обогащают словарь ребенка и его мировидение. Их можно применять во время режимных моментов, игр, в совместной и образовательной деятельности. Так же можно организовать просмотр мульфильмов поучительного характера, а потом провести дискуссию на тему увиденного сюжета. Очень полезны в этом плане старые, добрые, советские мультики.
Хорошо помогают беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д. В нашей группе, например, есть две палатки, соединенные трубой, в которые я могу посадить конфликтующие стороны и обсудить с каждым по отдельности причину конфликта и найти мирные пути решения. Выговорив обиду, дети воссоединяются в одной палатке и мирятся.
Интересен метод куклотерапии, где ребенок может выступить одновременно в двух ролях – себя и куклы. Кукла много может «рассказать», что она думает о своем хозяине и его поведении. Исполняя различные роли, ребенок приобретает позитивный опыт поведения и общения со сверстниками и другими людьми.
Так же я использую сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на темы художественных произведений или моделирующие конфликтную ситуацию, что позволяет детям взглянуть на себя, и свое поведение со стороны и найти пути решения конфликта сообща.
Психогимнастика также развивает эмоциональную сферу ребенка и способствует невербальному пониманию друг друга. Также психогимнастика снимает мышечные зажимы, корректирует настроение и предупреждает эмоциональные расстройства у детей. (Образцы психогимнастики предоставлены в плане-программе «Детство»)
Пальчиковая гимнастика тесно связана с развитием речи, способствуя ее развитию. А также развивает мелкую моторику рук и высшие корковые функции (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Видя, что дети «распетушились», воспитатель может мгновенно отреагировать и организовать
Спортивная игра или развлечение,способствует сплочению коллектива и выбросу негативной энергии.
Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и дают огромный запас энергии.
Очень хороший метод – релаксотерапия, которая тренирует фантазию, учит направлять свое внимание на внутренние ощущения при полном или частичном физическом расслаблении. Ребенок, как бы «медитируя», представляя себе различные приятные образы, тренирует свои положительные эмоции.
Очень полезно при этом музыкальное сопровождение – прослушивание негромкой, спокойной музыки. Также детям нравится, если при этом используется ароматерапия (например, для того, чтобы представить себя в лесу, можно использовать запах соснового, пихтового эфирного масла).
Очень нравятся детям игры с песком, глиной, водой.
Которые поглощают негативную психическую энергию, поэтому при взаимодействии с ними стабилизируется эмоциональное состояние, повышают жизненный тонус.
Следующий метод проективное рисование, так называемые «Листки страха» или «Листки гнева», когда ребенок может нарисовать своего обидчика или свой страх на листке бумаги, а потом смять и порвать его, разряжая негативные эмоции.
Очень хорошо снимает напряжение и помогает выразить свои чувства пальчиковое рисование.
Развивают эмоциональную сферу, а также помогают в работе по профилактике конфликтных ситуаций различные игры психологического характера, такие как:
Игры на преодоление негативных эмоций, гнева.
Игры на взаимодействие.
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения.
Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы
и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игры на воспитание доверия друг к другу, чувства милосердия, сочувствия и ответственности за другого.
Примеры этих игр будут приведены в памятке.
2. Имитация занятия.
Мастер : Уважаемые коллеги, сегодня я хочу продемонстрировать вам некоторые приемы разрешения конфликтных ситуаций при помощи нестандартного оборудования. В своей работе я использую пособие «Щит «Гневотушитель» для эмоциональной разгрузки, который состоит из игровых предметов для безопасного подавления агрессии, выплескивания негативных эмоций и снятия эмоционального напряжения. Я хочу продемонстрировать вам некоторые способы применения данного оборудования.
Мастер : Коллеги, мы с вами пришли в лабораторию. Мы с вами будем исследователями-практиками. Предметом исследования является оборудование «Щита «Гневотушитель». Это оборудование поможет вам погасить свою злость, свой гнев безопасным способом, не причиняя никому боли и ничего не разрушая. Здесь представлены лабораторные образцы. Вы хотите изучить, как они работают? Давайте мы их сейчас рассмотрим и попробуем их использовать, чтобы научиться управлять своими эмоциями. Итак, перед вами:
Стихи про предметы щита
1) Например, труба «Крик» поможет выплеснуть негативные эмоции и снять напряжение. Можно провести игру «Кто громче крикнет», что поднимет настроение детям. Мундштук на трубе съёмный.
Громче в трубку покричи,
Через голос злость уйди!
2) «Стаканчики-обзывайчики» позволят снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Мы стаканчики возьмём
и друг друга назовем:
Я – редис, ты – ананас,
И помиримся тот час!
Поиграем "Ругаемся овощами" (дать двум людям стаканчики). Можете назвать другу друга овощами, фруктами, предметами мебели и т. д.
Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты,. , морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключении обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, ласковое, например: " А ты,. солнышко!", что уменьшает желание действовать агрессивно. Попробуйте…
3) Пособие «Мешочек грязных слов».
Вот мешочек с чернотой.
Ты скорей его открой,
И слова все грязные,
Очень безобразные
Ты скорей туда бросай
И мешочек закрывай!
(предложить 4-м участникам сидящим на местах сказать неприятное слово в мешочек, а потом показать, во что они превратились, завязать его и пообещать выбросить. Можно покричать, повизжать в мешочек.
4) А эти предметы помогут выплеснуть гнев и отрицательную энергию.
Пособие «Молот гнева»,
Если злишься ты, дружок,
То возьми-ка молоток,
молоток волшебный –
Больше ты не вредный.
5) «Подушка-колотушка» и мягкие перчатки. (дать побить подушку)
Есть подушка-колотушка,
Это нужная игрушка.
Ты побей ее рукой,
Станешь ты совсем не злой!
(Предложить двум частникам выйти и поколотить молотком по столу. Побить подушку и громко прокричать - уходи, злость, уходи)
6) «Колокольчик радости» поможет выразить радостные эмоции и очистить от нехороших мыслей.
В колокольчик позвони,
Всех вокруг оповести –
Злость прошла и я теперь
Самый лучший из друзей.
(предложить участнику позвонить)
7) «Золотой дождь» очищает от негативных эмоций и заряжает доброй энергией.
Дождик, дождик золотой
Заряжает добротой.
Если выберут тебя,
Будешь добрый от дождя!
(«Давайте я вас подзаряжу добротой». Пронести над всеми обруч с дождем над зрителями)
8) Пособие «Мягкие лапки» можно использовать в релаксациях или как награду за правильный ответ. Мягкие прикосновения очень нравятся детям и приносят им удовольствие.
(Проговаривая слова, провести по рукам участников пособием)
Мягкой лапкой поведу
Я по вашим ручкам
Нежность, радость подарю
мальчишкам и девчонкам!
«Хвост дракона» помогает отвлечься и настроиться на мирный лад, заодно и развивает моторику рук
Хвост дракона заплети
В ровную косичку.
Успокойся, посиди,
Позабудь обиду.
(Посмотрите какой хвост заплели мои дети)
Ребенка, которого охватил гнев, можно отвести в сторону и познакомить с дракончиком. Можно также привлечь и двух обидчиков одновременно и попросить их заплести хвост дракону в знак примирения. Во время совместной работы дети успокоятся, и агрессия уйдёт.
9) «Листки страха и гнева» снимают мышечное напряжение и помогают бороться со своими страхами.
Обычно это простой листок, на котором нарисовано какое-либо смешное чудище. В момент наибольшего эмоционального напряжения ребенок может смять или разорвать его. Этот прием подходит и для использования во время занятия для снятия утомляемости.
(Предложить помять листочки)
Страха лист, гнева лист,
Выбери себе любой,
Скомкай крепкою рукой,
Станет легче нам с тобой.
Показать нарисованные страхи, которые нарисовали дети. А участникам дать пустые листы и предложить помять и порвать их, чтобы сбросить эмоциональное напряжение.
10) «Песок умиротворения» (показ коробки с песком)
Вот песок – он не простой,
Он сыпучий, золотой,
Закопай в него вражду,
Сверху нарисуй звезду.
(Песок проходит обработку прокаливанием)
Можно организовать между обидчиками совместную игру «Песочные прятки», когда один из детей прячет в песке определенную игрушку, а другой должен ее найти по словесному описанию.
Задать вопрос в зал:
Как вы думаете, какие предметы понравились бы девочкам, а какие мальчикам?
(Мальчикам больше нравятся подушки-колотушки, молот гнева, кричалки, а девочкам больше нравится заплетать хвост дракону, игры с песком).
Давайте мы сейчас представим такую ситуацию:
С вашей помощью мы были исследователями. Приглашаю самых активных исследователей ко мне, чтобы научиться оборудование щита в разных ситуация
3. Моделирование
Мастер :
А сейчас я предлагаю вам, используя эти методы и приемы, а также дополнительный наглядный материал, найти выход из предложенной конфликтной ситуации, в решении которой вы каждый разработаете свой способ разрешения, используя данное оборудование с «Гневотушителя».
(Вызвать пятерых участников и дать карточку с ситуацией)
Ситуация.
Четверо из вас - дети. Один – воспитатель.
Мальчики, играли в военную игру, и вдруг решили напасть на девочек, которые играли с куклами, кормили их. Мальчики стали отбирать кукол и разбрасывать посуду. Девочки стали плакать. Ваш способ решения конфликта? Какое оборудование со щита «Гневотушитель» вы примените?
(группы педагогов работают, а Мастер проводит с залом словесную игру на развитие коммуникативных способностей и развитие доброжелательных отношений в коллективе)
Игра-кричалка «Песня дружбы».
Уважаемые зрители, я хочу предложить вам игру, для поднятия настроения и укреплений дружественных отношений.
Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной каждое предложения и движения по ходу игры)
На берегу, (раскрыть руки в стороны)
Большой реки (делать волнообразные движения рукой поочередно)
Пчела ужалила (согнуть руки и помахать кистями рук)
Медведя прямо в нос (показать указательным пальцем на нос)
Ой-ёй-ёй-ёй! (взяться за голову руками и покачать ей)
Вскричал медведь (продолжать то же)
Сел на пенек (слегка присесть и сложить руки полочкой)
и начал петь (встать прямо)
Землю обмотали (вращать согнутыми руками перед грудью)
Тоненькие нити (пошевелить пальцами рук)
Нити параллелей (выставить ладони к друг дружке)
Из огромных рек (руки в стороны)
Совершите чудо (стоят так же)
Руку протяните (взяться за руки)
Надо чтобы в дружбу верил каждый человек (покачать над головой сцепленными руками)
(В конце похлопать в ладоши 3 раза)
Молодцы. Спасибо, садитесь, пожалуйста.
Участники мастер-класса демонстрируют решение конфликтной ситуации.
Моё решение: Воспитатель предлагает мальчиками девочкам при помощи «Золотого дождя успокоиться и зарядиться доброй энергией. Мальчикам предложить поколотить подушку и постучать молотом, чтобы сбросить агрессию, а девочек погладить «Мягкими лапками» и успокоить. А чтобы наступил мир, предложить встать в круг, взяться за руки и произнести слова мирилки (из папки).
«Теперь, мальчики, вы не нападающие, а защитники девочек. Вы будете их охранять и защищать, и как настоящие воины. А вы девочки, будете их ждать и готовить им обед.
4. Заключительное слово мастера. Рефлексия.
Мастер : Как вы считаете, сможете ли вы использовать в своей работе методы и приемы предложенные мною?
Какой из предметов оборудования вам больше понравился, и вы бы хотели его использовать в своей работе?
Скажите, пожалуйста, а какое у вас сейчас настроение, покажите при помощи мимики (все улыбаются).
Выберите шарик такого цвета, какое у вас сейчас настроение и нарисуйте на нем маркером своё настроение и обменяйтесь подарками друг с другом.
(Остальные шары раздать произвольно участникам и предложить то же самое).
А закончить нашу встречу я бы хотела следующими словами:
«Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра». Это слова немецкого психолога Клауса Фопеля.
Для того чтобы наша встреча запомнилась, я предлагаю памятки с играми и упражнениями, которые вы можете использовать в своей работе. А кого заинтересовали мои приёмы, можете ознакомиться с ними в папках с материалами, которые я привезла с собой.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!