Анна Павлова
Мастер-класс по физической культуре для педагогов «Релаксация как способ снятия напряжения»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела:инструктор по физической культуре Денисенко Анна Викторовна
Цель: применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.
Задачи:
дать определение понятию релаксация;
познакомить педагогов со способами управления и регуляции настроения;
показать, как с помощью техники релаксации можно помочь ребёнку справляться со стрессом.
Публикация «Мастер-класс по физической культуре для педагогов „Релаксация как способ снятия напряжения“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Наша задача - охранять и укреплять физическое и психическое здоровье, эмоционального благополучия как детей, так и свое. Для этого мы должны использовать здоровьесберегающие технологии:
1. медико – профилактические,
2. физкультурно – оздоровительные,
3. технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка.
Также к ним относится:
• Дыхательная и пальчиковая гимнастика
• Подвижные и спортивные игры и динамические паузы
• Гимнастика для глаз и утренняя гимнастика,
• Физкультминутки
Сегодня мы поговорим о такой здоровьесберегающей технологии «Релаксация» (от лат. - ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.
Расслабление у дошкольника вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая нам, а перевоплощаясь, входя в заданный образ, оказываясь в определенной ситуации. При проведении релаксации ваш голос должен быть спокойный, уравновешенный, тихий.
Нужно помнить, что детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется не спокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток.
Существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.
Теперь давайте перейдем к практической части. Для начала нам нужно хорошее настроение. Я предлагаю поднять его необычным приветствием.
Встаем в пары- По 1му хлопку вы здороваетесь руками-По 2му хлопку плечами-По 3му хлопку спиной (или попой)- По 4му хлопку ногами.
А теперь приступим к упражнениям. (включается музыка для релаксации)
1. Упражнение направлено на дыхание : «Ленивая кошечка».
Сидя – ноги скрещены, мы представим себя кошечками, вытянем ручки перед собой, затем вверх, наберем воздуха и потянемся вверх, как кошечка. Затем тянемся вперед, произнеся звук «мяу». Повторять упражнение 2-3 раза.
2. Упражнение на расслабление мышц рук — «Лимон». (для этого возьмем «ежика» или можно без него)
Опустим ручки вниз и представим, что в руке находится лимон, из которого нам нужно выжить сок. Медленно сжимаем, как можно сильнее руку в кулак.
Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю — Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Упражнение повторим с левой ручкой, с двумя руками. Повторять упражнение 2-3 раза.
3. Релаксация «Сосульки».
Присядьте и обнимите коленки руками, закройте глазки. Представим, что мы с вами сосульки. Поднимаем обе ручки вверх, соединяем пальчики в замок и потянемся вверх.
А теперь наши сосульки начинают расти - мы медленно поднимаемся с закрытыми глазами и вытягиваемся вверх, согреваясь теплыми солнечными лучами.
Расслабляем ручки, замочек раскрепляется, опускаем плечи и все тело начинает таять, расслабляться и наша сосулька превращается в лужицу (лежим на коврике).
4. Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»
Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц
5. Упражнение на расслабление мышц ног — «Палуба».
Представим себя на корабле. Ветер качает корабль и чтобы не упасть, ноги нужно расставить шире и взять друг друга за руки.
Ветер дует, корабль качается в стороны. Ветер усиливается и чтобы не упасть, покрепче будем держаться.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Перенесем все свое тело на правую ногу, прижмем ее к полу и напряжем, левую расслабим, немного согнем в колене, выпрямимся. Повторять упражнение 2-3 раза.
6. Упражнение на расслабление всего организма -"Замедленное движение".
По ходу слов выполняем действие: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!
7. Для расслабления нижней части лица и кистей рук - “Драка”
“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
8. Настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали - “Корабль и ветер”
“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.
ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ
Этюды рекомендованы М. И. Чистяковой. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.
1. “Штанга” расслабить мышцы спины, расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным
1) “Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. ”
2) “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы.
2. Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. “Винт”
Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!. Стоп!”
3. Расслабить максимальное количество мышц тела “Косос и мяч”
Один из вас — большой надувной мяч, другой надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услыша звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, и медленно расплавляется.
Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
4. «Звездочка»
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Лягте, закройте глаза, представьте себя маленькой звездочкой. Мысленно направляем от себя лучик, который несет любовь - звездочка увеличилась.
Направляем лучик, который несет мир-звездочка опять увеличилась.
Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше.
Направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны, ноги врозь)