Лященко
Сценарий мастер-класса для родителей «Творчество во всем!» по теме «ТРИЗ — Ариз»
Задачи:
1. Познакомить родителей с методами и приемами ТРИЗ – АРИЗ.
2. Повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий.
3. Познакомить родителей с методикой проведения игр.
4. Воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт.
Оборудование:
Презентация, дидактический мяч, мольберт.
Ход консультации:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!
Публикация «Сценарий мастер-класса для родителей „Творчество во всем!“ по теме „ТРИЗ — Ариз“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
С самого рождения дети активно познают окружающий мир, выстраивая свою “картину мира”, пытаясь понять закономерности происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, помочь грамотно мыслить и решать свои пока маленькие проблемы. Ценность инструментария ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению воспитателя как творческой личности человека-педагога. Этому способствует совместное творчество воспитателя с детьми по выявлению и разрешению противоречий.
Жизнь сплошь состоит из противоречий. Когда и где ребенок учится разрешать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. И если не в состоянии преодолеть, инстинктивно уходит от их разрешения, даже не осознав, что за препятствие повстречалось на его пути. Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить, творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения, личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
Итак, начинаем! Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители!
Педагог: много знаний дети получают в детском саду, но, чтобы получить результат, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться, это
делать. Для более полного представления о приёмах ТРИЗ предлагаю вам поиграть.
Игра «Хорошо-плохо», в этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах
положительные и отрицательные стороны. Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда отвечает на вопрос: «Какая польза от того, что идёт снег?» (снег покроет землю и растениям будет тепло, вторая команда отвечает на вопрос: «А какой вред от того, что идёт снег?» (от снега будет мокрой куртка, шуба, шапка и т. д).
Предлагаю вам еще игры, в которые вы можете поиграть дома с детьми.
Игра "Черное-белое”
Взрослый поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т. д.
Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.
Пример "Помоги Золушке"
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
А сейчас я предлагаю вам развивающую задачку сказку, под названием «Дубы для царя». Из сборника «Задачки – сказки от кота Потряскина». Воспитатель читает задачу: Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но
приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить?
Педагог: Задачки развивают свойства сильного мышления: внимание, умение видеть скрытую информацию, умение выделить главное, умение находить выход.
Родители решают задачку, предлагают свои варианты ответов.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть вдвоем с ребенком. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.