Рузанна Дамрина
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ленинградская блокада»
▼ Скачать +Заказ
ВСТУПЛЕНИЕ
слайд № 1
Стоит ли нам, живущим в XXI веке, вспоминать события века XX и уделять внимание этой страшной странице нашей истории? Надо ли говорить о смерти, о том, что на войне погибали не только солдаты, но и мирные жители.
История даёт факты и цифры, знать их необходимо. Однако, язык статистики не сможет научить сочувствию, сопереживанию, тронуть его душу, но есть язык поэзии, музыки и изобразительного искусства, которые не позволяет остаться равнодушными, слепыми и глухими к страданиям того поколения, которое уходит, унося с собой память.
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной композиции „Ленинградская блокада“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Создание большого мастера может одинаково привлечь внимание своей острой художественной силой и каким-то новым штрихом, который вносит создатель в собственное произведение.
Звучит метроном
слайд № 2
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Мы слышим иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
Стихов достаточно вполне»
I часть
слайд № 3
Музыка – это великая сила. Она поднимает морально и духовно, помогает справится с жизненными трудностями, даёт необходимые силы.
В блокадном Ленинграде музыка помогала голодающим жителям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу с лютым врагом и, наконец, победить!
слайды № 4- №5
Во время войны композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал седьмую симфонию, ставшую величайшим произведением, которое вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух произведением.
Фрагмент 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает,
Не чувствуя рук, пианист…
слайд № 6
Б. Кукоба «Великая война. Часть «Блокада»
@слайды №7
Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.
И память эта прорастает в нас,
И никуда нам от нее не деться.
Что, если вдруг опять придет война,
Вернется к нам расстрелянное детство.
песня «Дети блокады» музыка Зарицкой, слова И. Шевчука
@слайды №8 - №13
II часть
@слайды № 14 - №15
Поэтическую нить о далёких, тяжелых днях блокады, о людях, живших в те, трудные военные дни нельзя читать без волнения, без безмолвного восторга перед этими ленинградцами, перед обыкновенными людьми, которые оказались такими необыкновенными, когда этого потребовало время!
@слайд №16
….О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке…
О. Берггольц. Разговор с соседкой.
@слайды №17
… не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский…
О. Берггольц. Ленинградская поэма
@слайды №18 - №19
… Где помечена твоя крутая
лестница, ведущая домой,
по которой, с голоду шатаясь,
ты ходила с ведрами зимой?
Где помечена твоя дорога,
по которой десять раз прошла
и сама — в пургу, в мороз, в тревогу –
пятерых на кладбище свезла?.
О. Бергольц. Второй разговор с соседкой.
@слайды №20 - №21
Страшный путь!
На тридцатой,
последней версте
Ничего не сулит хорошего.
Под моими ногами
устало хрустеть
Ледяное
ломкое
крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой,
над тобой
высоко.
И нет на тебе
никаких одежд:
Гол
как
сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал
над тобой свистеть,
И устал
грохотать
свинец.
Почему не проходит над Ладогой
мост!
Нам подошвы
невмочь
ото льда
отрывать.
Сумасшедшие мысли
буравят мозг:
Почему на льду не растет трава!
Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей.
Сотни детей!
Замерзали в пути.
Одинокие дети
на взорванном льду, -
Эту теплую смерть
распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова
"вперед",
Под каким бы нам
ни бывать огнем -
У меня в зрачках
черный
ладожский
лед
Ленинградские дети
лежат
на нем.
А. Межиров. Ладожский лёд
III часть
@слайд №22
Изобразительное искусство – одна из форм общественного самопознания. Художественный образ воздействует на чувства, а через них и на мысли. Он выражает отношение художника к миру людей, характер изображаемого предмета и явления.
слайды №23 - №29
ППГ «Тема Вагнера»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голос Левитана
Пройдут века, и глаз живописца, сердце поэта, вдохновение композитора будут вновь и вновь обращаться к неизмеримому богатству того бессмертного подвига, который совершен ленинградцами. Его моральное богатство неисчерпаемо.
«Блокада» «Молитва»
@слайды № 30- №34
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
(В. Суслов)