Светлана Звиришина
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Праздник белых журавлей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
«Праздник белых журавлей»
для детей старшей группы
МБДОУ детский сад №146
Подготовила
Звиришина С. М.
г. Рязань, 2015г.
Публикация «Сценарий литературно-музыкальной гостиной „Праздник белых журавлей“» размещена в разделах
- День Белых журавлей, 22 октября
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
Цели: Воспитание у детей средствами музыки и литературы патриотических чувств: любви к Родине, интерес к героической истории. Формирование у детей чувства толерантности и уважения к другим народам.
Задачи: Расширять музыкальный кругозор детей, эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с образцами музыкальных произведений военно-патриотического характера. Формировать представление детей об истории возникновения праздника. Развивать речь детей через выразительное пение песен, чтение стихов, рассказывание историй о близких. Воспитывать уважительное отношение к общественным праздникам.
Вступление: В зале гости. Дети легко вбегают в зал под звучание песни «Детство –это я и ты» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского) перекрестным перестроением, встают клином, затем рассаживаются на свои места. Гости приветствуют детей аплодисментами.
На экране перелистываются кадры времен Великой Отечественной войны и локальных войн.
На фоне песни «Птицы белые» (минусовка) звучит речетатив:
Взрослый: Сколько лет прошло после той войны.
Раны глубоки, боль так велика!
На полях войны где-то в тишине
Вдруг поднимут крик птицы белые.
И забыть бы все, да никак нельзя,
От глубоких ран плачет мать-земля!
Над землей летят тучи серые,
И кричат им вслед птицы белые.
Вед: Сегодня мы отмечаем праздник Белых журавлей. В этот день, 22 октября, вспоминают всех павших воинов. Много лет назад на японский город Хиросима сбросили атомную бомбу. Девочке Садако было всего два года. Ее семья проживала в нескольких километрах от места трагедии и потому не пострадала. Но через десять лет эхо ядерного взрыва достигло их дома. Садако сильно заболела. В Японии существует легенда, что если вырезать из бумаги тысячу журавликов, то наступит выздоровление. Девочка стала вырезать журавликов. Ей помогали очень много людей. Но болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955года. Но до сих пор дети из разных стран мира присылают тысячи журавликов в мемориал Мира в Хиросиме с надеждой на мир. Этих журавликов складывают в большие стеклянные ящики вокруг памятника Садако.
Во многих странах журавлей считают священными птицами. Курлыканье журавлиного клина неповторимо и всегда приковывает к себе внимание людей. Журавли вынуждают нас поднять свой взгляд к небесам и задуматься о чем-то важном, неуловимом, вечном. В Дагестане существует поверье, что души погибших воинов превращаются в белых журавлей. Замечательный дагестанский поэт Расул Гамзатов, побывав в Японии на Мемориале Мира и узнав о трагедии девочки Садако, написал стихотворение «Журавли», а композитор Ян Френкель сочинил к этим стихам музыку. Получилась прекрасная песня, которую исполнил Марк Бернес. А вскоре Расул Гамзатов предложил отмечать Праздник Белых журавлей как праздник памяти павшим воинам на поле боя во время войн и вооруженных конфликтов.
Танец девочек «Журавли» под звучание песни «Журавли» Я. Френкеля (1 куплет, «журавли» замирают на месте в форме клина; перекличка:
1Ж:Солнце Родины любимой озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый журавленок с наших рук.
2Ж:Те лети, лети по свету, наш журавль, из края в край,
Слово мира и привета всем народам передай.
3Ж: Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись.
Пролетая в синей дали, к обелиску опустись.
4Ж: Чтобы взрывы не закрыли небо черной пеленой,
Ты, журавлик белокрылый, облети весь шар земной.
5Ж: Солнце Родины любимой озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый журавленок с наших рук.
Звучит минусовка песни «Журавли» со звуками крика журавлей, девочки «журавли» берут приготовленные заранее оригами, кладут их в стеклянный ящик и убегают на свои места.
Вед. и двое детей:
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.
Реб: Давно умолк последний выстрел,
Последний стон сороковых,
Спешат года походкой быстрой
И тает строй солдат живых.
Реб: Земной поклон, солдат, от жизни,
От всех, кого ты заслонил.
Ты спас свободу, честь Отчизны,
В потомках память заслужил!
Все дети встают на парад-перестроение, в руках гвоздики под звуки марша «Прощание Славянки» (На экране фотографии героев Великой Отечественной войны и локальных войн. Последний слайд «Вечный огонь» Мемориальный комплекс, г. Рязань)
Вед: В память о погибших воинах во многих городах нашей Родины горит вечный огонь.
Поклонимся великим тем годам
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Склоните головы перед памятью героев. Пусть бессмертны будут их имена.
Пусть живут они в нашей памяти.
Минута молчания (звучит метроном).
Дети кладут цветы к вечному огню.
Затем дети поют песню «Вернусь,»-сказал солдат»,
муз. Е. Ботярова, сл. Е. Агранович
После песни садятся на места.
Остаются двое детей.
1Реб: Вставай народ! Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли,
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
2Реб: За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за любимый край родной.
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый дом,
За мир, за счастье, землю, где живем.
Чтецы садятся на места.
Звучит отрывок из песни «Священная война», муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач.
Библиотекарь: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Много рязанцев ушло на войну. Сражались они в разных войсках.
На экране слайды фотографий героев – рязанцев Великой Отечественной, улицы, названные в их честь, памятники.
(зачитывает выдержки из писем с фронта)
«. Я не опозорю нашей семьи и родной страны. Мы идем в бой за все хорошее. …Бей врага по совести. И совесть твоя будет чиста перед Родиной». Написала эти строки наша землячка, летчик. Герой Советского союза Зубкова Антонина Леонтьевна. Она прошла всю войну до победного конца. Ее именем названа одна из улиц нашего города.
Каширин Александр Иванович. Послушайте его письмо: «Завтра иду в бой. Буду драться с врагом так, как требует военная присяга, как повелевает сердце – мужественно, стойко. Не зная страха». Его именем тоже названа одна из улиц Рязани.
Полетаев Федор Андрианович…
Стройков Николай Васильевич.
Сейчас мы даже не сможем перечислить имена всех героев. Так их много.
Рассказ детей о родственниках – героях Великой Отечественной войны
Первоклассник читает стихотворение:
«Кто был на войне», А. Смирнов.
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Мама, скажи мне, кто был на войне?
- Прадед Алеша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Дедушка Леня – военный пилот -
В небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был:
Он вспоминать о войне не любил,
И отвечал на вопросы мои:
«Слишком тяжелыми были бои».
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнем.
Прадед Аркадий погиб на войне,
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей,
Легче ответить, кто не был на ней.
Вед: Через тяжелые испытания пришлось пройти нашим солдатам. Сражать с врагом им помогали любовь к своей семье, к своей стране. А еще помогала нашим солдатам песня. Песня шла с солдатами по дорогам войны. Она поднимала боевой дух солдат. С ней они шли в бой, вспоминали о близких, с песней отдыхали на привале. А в близких, кто ждал солдат дома, песня вселяла надежду. Что их родные вернутся домой.
Композиция «На привале» (сидят бойцы – дети, взрослый –военный с гармонью или гитарой; костер, котелок и т. д. ,атрибутика, изображающая привал)
1Боец: (отрывки «Василий Теркин», Твардовский)
Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
2Боец: Только взял боец трехрядку, сразу видно – гармонист,
Для началу, для порядку кинул пальцы сверху вниз.
3Боец: И от той гармошки старой, что осталась сиротой
Сразу вдруг теплее стало на дороге фронтовой.
4Боец: И зовет гармонь куда-то, далеко, легко ведет.
Ах, какой вы все, ребята, удивительный народ.
Танец бойцов под песню «Дорога на Берлин» (в исполнении Л. О. Утесова; темп замедлен с помощью специальной программы, чтобы детям было легче танцевать).
Попурри на тему песен военных лет: «Последний бой», «Эх дороги», «Песенка шофера», «Пилоты» (исполняют дети-бойцы и майор автомобильных войск,гости в зале подпевают.
Боец «пишет» письмо: «Живем в землянке. Сейчас затишье и я пишу тебе письмо. Родная моя Катюша, я по тебе очень скучаю. Жди меня, разобьем врага и я вернусь домой с победой».
Песня «Катюша» в исполнении девочек.
Военный: И вот наступил долгожданный день победы!
Вальс «Тучи в голубом», муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова и П. Синявского. (танцуют дети-бойцы из сценки и девочки «Катюши»)
Дети садятся на стулья.
Вед: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен и бомбовых ударов, не видели разрушенных городов. Не знаем, что такое холодное жилье и скудный паек. Но, к сожалению, в отдельных уголках земного шара вспыхивают военные конфликты. И мы не можем обойтись без армии. Наша российская армия всегда стоит на защите мирного неба над землей.
Реб: У нас военные в семье:
Мой прадед, дед и папа.
Деды бывали на войне,
И я пойду в солдаты!
Но не затем, чтоб воевать,
Смертей и войн довольно!
Я буду мир наш охранять -
Живи, страна спокойно!
Пусть на Земле цветут сады,
Здоровы будут дети,
Не нужно нам войны – беды,
Пусть солнце ярко светит!
Танец группы «Тыловички» (курсанты Академии ФСИН России,
к ним присоединяются мальчики - «десантники»(дети).
Ребенок (можно двое) читает стихотворение, посвященное воинам – интернационалистам.
(на экране показ слайдов о Рязанском Высшем воздушно – десантном командном училище имени генерала В. Ф. Маргелова)
Реб: Сегодня день такой настал: сказать хотелось очень
О тех, кто был в Афганистан заброшен давней ночью.
О тех, кто долг свой исполнял в совсем чужой стране,
Кто власть чужую защищал и канул на войне.
О тех, кто выжил и живет с изломанной судьбой.
Пусть Бог им счастье принесет и душам даст покой.
Пусть будет мир у них в глазах, и кров над головой,
А если ждут кого в слезах, вернется пусть домой.
Пусть наш народ своих сынов не бросит никогда.
Мы вам желаем мирных снов и счастья навсегда!
Вед: Не забывайте о героях, ведь сражались за наше будущее. Не забывайте своей истории, помните прошлое, берегите и цените мир.
Праздничный хоровод детей под песню «Детство – это ты и я», муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. (1 куплет)
Перекличка:
1Реб: У солнца веснушки, у солнца игрушки,
Ему не нужны автоматы и пушки.
2Реб: Мечтает о счастье оно и танцует,
Улыбки цветов на асфальте рисует.
3Реб: Оно не зайдет это доброе солнце,
Которое детством планеты зовется.
4Реб: Нет, заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам,
5Реб: Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.
6Реб: Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну,
7Реб: За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем.
Продолжение хоровода «Детство – это я ты», в центре выполняют танцевальные движения девочки-«журавли» с шарами в руках, в конце песни шарики отпускают вверх.
Дети дарят гостям журавликов, прощаются и выходят из зала. Для гостей звучат песни о мире.
Экскурсия к памятнику польско-советскому братству по оружию.
Запуск шариков в небо.