Людмила Трефилова
Сценарий классного часа на тему «Нравственные ценности: выбор пути»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Помочь учащимся осознать важность нравственных ценностей и их влияние на жизненный выбор.
Задачи:
Развивать критическое мышление и умение анализировать информацию.
Формировать понимание истинных и мнимых ценностей.
Стимулировать саморефлексию и постановку жизненных целей.
Материалы:
Листы бумаги
Маркеры
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя
Публикация «Сценарий классного часа на тему „Нравственные ценности: выбор пути“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о очень важной теме - нравственных ценностях.
2. Беседа о ценностях
Что такое ценности?
Какие ценности вы считаете наиболее важными в жизни?
Как ценности влияют на наши решения и поступки?
3. Упражнение "Истинные и мнимые ценности"
Разделите лист бумаги на две части.
В левой части запишите истинные ценности, которые, по вашему мнению, действительно важны в жизни.
В правой части запишите мнимые ценности, которые кажутся привлекательными, но на самом деле не имеют истинного значения.
4. Обсуждение результатов упражнения
Обсудите свои списки с одноклассниками.
Какие ценности совпадают?
Какие ценности вызывают разногласия?
5. Проблема жизненных целей
Как нравственные ценности связаны с жизненными целями?
Какие ценности должны лежать в основе наших целей?
Как определить, что наши цели соответствуют нашим ценностям?
6. Упражнение "Моя жизненная цель"
Напишите на листе бумаги свою жизненную цель.
Объясните, как ваши нравственные ценности повлияли на выбор этой цели.
7. Подведение итогов
Нравственные ценности являются важнейшими ориентирами в нашей жизни.
Выбор истинных ценностей помогает нам принимать правильные решения и ставить осмысленные цели.
Саморефлексия и анализ наших ценностей и целей необходимы для осознанного и наполненного смыслом жизненного пути.
8. Рефлексия
Что вы узнали из сегодняшнего классного часа?
Как вы планируете использовать эти знания в своей жизни?
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
Педагог. Ребята, поднимите руки, кто хочет стать счастливым.
- А что такое счастье? Примерные ответы детей:
- Это когда все получается.
- Когда все живы и здоровы.
- Когда сбываются мечты.
- Когда тебя все уважают.
- Когда ты известен, все тобой восхищаются.
Педагог. А как стать счастливым?
Примерные ответы детей:
- Достать волшебную палочку.
- Иметь богатых родителей.
- Найти клад.
- Много работать, чтобы воплотить свою мечту.
II. Проблемная ситуация «Помогите мистеру Икс»
Педагог. Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы и будем говорить сегодня на классном часе. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».
Но прежде чем начать наш разговор, я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс. (Прикрепляет на доску силуэт человека в цилиндре.) Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. У некоторых получается быстро вскарабкаться на вершину, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
Мистер Икс подошел к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного «Пика счастья», которое озарит всю его жизнь.
Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания.
III. Обсуждение «Мнимые ценности»
Педагог. Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья»? Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Примерные ответы детей:
- Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.
- И власть тоже можно потерять: президентов переизбирают, царей свергают с престола. Власть - это тоже мнимая ценность.
- Слава - это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
IV. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
Педагог. А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька - это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?
Примерные ответы детей:
- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
- Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.
- Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни.
- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
- Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят и он добьется успеха в жизни.
- Смирение - это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.
V. Проект «Лестница к счастью»
Педагог. Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности :
• ценности повседневной жизни : прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
• ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
• христианские ценности : любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
- Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?
- Может быть, кто-нибудь сможет нарисовать свою «лестницу к счастью»?
(Дети поднимают руки, учитель приглашает к доске 3-4 учеников, которые изображают свои проекты лестниц.)
VI. Работа в группах «Допиши предложения»
Педагог. Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшней беседы. Для этого нужно поработать в группах и дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.
На это задание вам дается 3 минуты.
Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы.
(Ученики первой группы высказываются. Затем учитель дает слово представителям других групп.)
- Кто хочет высказать свои замечания по поводу выступлений? (Дети высказываются.)
Спасибо всем за работу.
VII. Заключительное слово
Педагог. В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.
- Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Педагог. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Что вы открыли для себя за время урока? Примерные ответы детей:
- Полезно было узнать, что мечты осуществляются, когда становятся жизненными целями.
- Полезно было задуматься о жизни, о том, на каких ценностях ее строить.
- Понял, что главное - это иметь цель в жизни.