Елена Ёда
Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения «Встреча весны, прилет птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения
«ВСТРЕЧА ВЕСНЫ, ПРИЛЁТ ПТИЦ»
для старшего дошкольного возраста
Цель:
Активизация познавательной деятельности детей через использование обычаев и традиций русского народа, эстетические чувства и переживания, развитие эмоционального отклика на весенние проявления природы.
Задачи:
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором. - Расширять представления о жизни в старину.
- Углублять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Знакомить с разнообразным миром птиц.
Публикация «Сценарий интеллектуально-познавательного развлечения „Встреча весны, прилет птиц“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Сценарии весенних встреч птиц
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2024
- Воспитывать интерес и заботливое отношения к ним.
- Прививать любовь и бережное отношение к родной природе
- Доставить детям удовольствие от общения друг с другом в совместных подвижных и веселых играх.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Времена года. Весна»;
- наблюдение за птицами на участке
- беседы о праздниках и традициях русского народа;
- чтение художественных произведений;
- заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
- разучивание хороводов, подвижных игр;
- прослушивание музыкальных произведений о природе;
Оборудование:
Видеослайды:
- первоцветы,
- гнёзда птиц.
- Аудиозаписи голосов птиц,
- аудиозаписи для музыкального сопровождения,
- видеоролик «Жаворонки»,
- оборудование для подвижных игр,
- птички-оригами и схемы их изготовления.
Ход развлечения:
Дети входят в зал под музыку, выстраиваются полукругом. В линию вперёд выходят 4 чтеца.
Реб.
Природа проснулась, все радостью дышит
Становятся дни все длинней и длинней.
И солнце гуляет по небу все выше,
И веет теплом от оживших полей.
Реб.
Вот и снег давно растаял,
Зеленеет всё вокруг,
В небе солнышко сияет,
Птицы весело поют!
Реб.
Если солнце ярче светит,
Если всем нам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Реб.
Зацепилось солнце за сосну,
Уронило в снег лучей охапку
Проходил медведь, сложил их в шапку.
Рыжий мех у шапки был худой
Снег под ней растаял, стал водой.
Той воды березка напилась
Ни покоя ей теперь ни сна, —
Так и началась в лесу весна!
Дети садятся на стульчики
1 Воспитатель: Ребята, мы с вами собрались сегодня отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа, звонко бегут ручьи, из под снега появляются первые цветы, которые так и называются - первоцветы!
Если вы с родителями уже гуляли в нашем лесу или в парке, то наверное видели эти цветы. Давайте вспомним их названия - внимание на экран:
На экране по очереди слайды:
- подснежник
- чистяк
- пролеска
- примула
- крокус
- гусиный лук
- фиалка
- мать-и-мачеха
- хохлатка
1 Воспитатель: Молодцы, все вспомнили названия ставропольских первоцветов.
Реб.
Улетела ласточка за тридевять земель.
Возвращайся, ласточка! На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка! Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка, прилетит Весна!
1 Воспитатель: Песня «Ласточка».
2 Воспитатель:
Домой из теплых краёв возвращаются перелётные птицы, им пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов. А вы знаете, какие птицы к нам прилетают весной?
Дети: (гуси, утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, жаворонки и т. д.)
2 Воспитатель: Как назвать их одним словом? (перелетные).
А какие птицы зимовали вместе с нами? (вороны, голуби, воробьи)
А их как можно назвать их одним словом? (зимующие)
А почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются зимовать? (ответы детей)
Реб.
Перелётные птицы – это те птицы, которые теплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.
2 Воспитатель:
Каждый перёлет очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и даже погибают. А почему они всё же возвращаются обратно?
(ответы детей)
1 Воспитатель:
Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. Я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились птенцами из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю и родному дому.
2 Воспитатель:
А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Реб.
Может случиться экологическая беда: некому будет защищать сады и леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат весь урожай, некому будет разносить по земле семена ягод, растений, мы никогда не услышим чудесных птичьих песен.
1Воспитатель:
А сейчас мы поиграем в игру «Зимуют-улетают».
На разноцветных полосках бумаги написаны по частям названия птиц. Наши дети соберут из полосок эти названия, а вы, зрители, поможете определить, какая это птица: перелётная или зимующая. (На подносах лежат разноцветные карточки, дети берут их и составляют названия птиц и показывают по очереди зрителям. После определения, к какой категории относится птица - переходят к солнышку или снежинке. По окончанию складывают карточки на поднос и возвращаются на места.)
2 Воспитатель:
Именно прилет птиц к своим местам гнездования и считается праздником близкой весны. В русских деревнях 22 марта в день весеннего равноденствия -
Кстати, почему он так называется? (ответы детей) - справляли детский праздник Сорок сороков.
Реб.
В народе говорили, что к этому дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». И по обычаю, пекли из ржаного теста фигурки птиц – «жаворонков». (показывает на экран) На экране видеоролик с «жаворонками»
2 Воспитатель:
Ребятишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками и закликали весну, а затем хлебцы съедали.
Реб.
А ещё накануне праздника женщины месили тесто и пекли сорок шариков. Шарики по одному выбрасывали каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.
1 Воспитатель:
Развлечением деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни с хороводами, играми и закличками. Давайте, дети, и мы с вами весну закличем. Становитесь в хоровод, а зрители нам будут помогать - петь-закликать вместе с нами.
Дети выходят на хоровод, Весна подходит к воспитателю.
Весна, весна красная, приди весна с радостью (идут по кругу)
С доброй радостью, великой милостью, со льном высоким (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким (приседают)
С дождями сильными (сужают круг)
С хлебами обильными (круг расширяют).
В конце становятся полукругом вдоль задней стены. Выходит девочка-Весна
Весна:
Я, Весна-красна, бужу я землю ото сна,
На ваш праздник я пришла, вся нарядна, весела.
На полях рощу цветочки, а на веточках - листочки.
Прогоняю с речки лед. Светлым делаю восход.
Знаю, ждут меня повсюду, приношу я радость людям.
Всем на свете я нужна, ведь недаром я - Весна!
2 Воспитатель: Ну что ж, присоединяйся к нам, мы тебя очень ждали.
Весна: Ну раз ждали, так расскажите, какие приметы обо мне вы знаете, а я у вас тут побуду, послушаю. Весна становится к детям.
Дети по очереди:
Длинные сосульки - к долгой весне.
Гром ранней весной - перед холодом.
Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.
Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
2 Воспитатель: (к зрителям): а вы знаете весенние приметы? (Ответы детей)
1 Воспитатель:
И я знаю примету: Если весной много паутины – это к жаркому лету.
Ребята, а давайте все вместе с Весной поиграем в игру «Летает - не летает».
Правила такие: если я правильно называю летающую птицу - вы говорите ДА! и хлопаете в ладоши. Если я называю нелетающую или не птицу, вы говорите НЕТ! и топаете ногами. Начинаю!
Летит- летит - орел
Летит- летит - щегол
Летит- летит - синица
Летит- летит - горчица
Летит- летит - сазан
Лети-летит - фазан
Летит- летит- кукушка
Летит-летит - лягушка
Летит-летит - старушка
Летит-летит - сухарь
Летит-летит - глухарь
Летит-летит - ворона
Летит-летит - трава
Летит-летит - сова
Летит-летит - кувшин
Летит-летит- пингвин
Летит-летит - дракон
Летит-летит - балкон.
Летит-летит- журавль
Летит-летит корабль
Летит-летит - дворец
Летит-летит- скворец.
1 Воспитатель: справились с задачей, усердно топали и хлопали. А теперь присядьте и отдохните.
Дети идут на места.
Весна: Птицы – мои друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете, какую? (поедают вредных для людей насекомых). А ещё некоторые птицы поют красивые песни, которые людям очень нравится слушать.
1 Воспитатель: Вы слышите, ребята, в лесу запели птицы. Угадайте, кто это?
Аудиозапись с голосами птиц
кукушка ответы детей
синица ответы детей
скворец ответы детей
воробей ответы детей
сова ответы детей
ворона ответы детей
2 Воспитатель: Ой, а вот это совсем и не песня. Что это, кто это, ребята?
стук дятла ответы детей
2 Воспитатель: а зачем он по деревьям стучит-барабанит? (ответы детей)
Ну что ж, голоса птиц вам хорошо знакомы, справились с заданием.
Весна:
Птицы-птицы, прилетайте,
Свои крылья расправляйте,
Меня, Весну, радуйте, встречайте!
1 Воспитатель: «Танец птиц» (выходят 9 девочек)
Реб.
Прилетели к нам скворцы
Молодой весны гонцы.
Червяков они клюют
Дружно, весело поют!
Реб.
В зелени ветвей зелёных,
Поёт песни соловей
Радует прекрасным пеньем,
Нету голоса звончей!
Реб.
Трясогузка, трясогузочка —
Полосатенькая блузочка
По земле шагает,
Хвостиком махает.
1 Воспитатель: Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Затем- грачи, и тут же, не теряя времени, чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство. Вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки и другие. А первая песня жаворонка - свидетельство того, что весна наступила уже бесповоротно.
1 Воспитатель: Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда? (ответы детей)
Посмотрите, какие разные гнёзда у птиц: (слайды)
2 Воспитатель:
– Сорока строит гнездо из глины и веток слайд
– Иволга плетет из травы гнездо - корзинку слайд
– Филин живет в дупле слайд
– У ласточки гнездо из травы и глины слайд
– Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли слайд
– У щегла гнездо из сухой травы слайд
– А для скворцов люди строят специальные домики -. (скворечники). слайд
1 Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть, свою ловкость показать
Игра «У каждой птички своё гнёздышко»
(дети образуют несколько гнёзд, кругов по 4-5 человек, внутри- «птичка». Под музыку все ребята скачут по залу, в это время птички перемещаются, с окончанием музыки, каждое гнёздышко должно собраться около своей птички, кто быстрее)
Игра повторяется 3-4 раза. Потом так же играют дети других групп.
2 Воспитатель: А я сейчас проверю, как вы знаете птиц. Наши дети загадают загадки, а вы их будете отгадывать.
Реб.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(грач.)
Реб.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах
Серо-чёрная… (ворона)
Реб.
День и ночь поёт певец,
А зовут его… (скворец)
Реб.
Всё летает и стрекочет,
Новость рассказать всем хочет. (сорока)
Реб.
По дорожке скачет птичка,
Только вовсе не синичка,
Угадай её скорей,
Это шустрый… (воробей)
Реб.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)
Реб.
Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова)
2 Воспитатель: (хвалит детей)
Весна:
Всё-то вы знаете, на вопросы отвечаете.
Вот прилетели птицы, вот гнёзда свили,
вот яйца отложили, да птенцов вывели.
Что ж дальше они делать будут? (надо выкармливать птенцов)
1 Воспитатель:
Приглашаю вас поиграть ещё в одну игру, которая так и называется:
«Накорми птенцов».
(Детей делят на птиц и птенцов. Птицы должны «накормит»ь птенцов. Птиц должно быть больше, чем птенцов). Под музыку птицы - летают, птенцы спокойно ходят. Музыка останавливается – птицы летят кормить птенцов (птица-родитель берёт за руку любого птенца-ребёнка. Птицы, которым не хватило птенца, выбывают из игры).
Игра повторяется 3-4 раза. Потом так же играют дети других групп.
2 Воспитатель:
Ребята, вы сегодня все молодцы! Вы многое знаете о птицах, помогаете им в самое трудное для них время. Дружите с птицами, оберегайте их всегда и везде, и тогда окружающий нас мир станет намного прекрасней!
Реб.
Гнездо на ветке, птичий дом
Вчера птенец родился в нем,
Ты птичий дом не разоряй,
И никому не позволяй!
Реб.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло!
Разве можно забыват: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми!
Реб.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех сторон,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Небогаты их корма,
Горсть нужна одна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима!
1 Воспитатель: Мы с вами поговорили о весне и её приметах, том, как люди встречали весну, как закликали её и птиц, узнали, что в семьях пекли «жаворонков» из теста.
Я предлагаю вам на память о сегодняшнем празднике сделать каждому свою птичку. Вы умеете делать поделки способом оригами. Я подарю каждой группе по птичке и дам воспитателю схему, как её сделать, а вы потом у себя в группах сложите из бумаги этих птиц.
Спасибо всем гостям за внимание!