Ирина Сергеева
Сценарий интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Чудо роспись» Знакомство с видами росписи
▼ Скачать + Заказать документы
НОД интегрированного вида
Открытие музея «ЧУДО РОСПИСЬ».
Знакомство с русской матрёшкой, видами и
особенностями росписи.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о дымковской, городецкой, жостовской, хохломской и гжельской росписях.
Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами рисования;
Познакомить с семеновской, загорской и авторской матрешкой;
Публикация «Сценарий интегрированного занятия с детьми подготовительной группы „Чудо роспись“ Знакомство с видами росписи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие и воображение; Формировать творческие способности детей.
Воспитательные: Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Воспитывать любовь к декоративно – прикладному искусству.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание экспонатов народных умельцев, игрушки – матрешки, беседа, художественное слово –стихи и загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Экспонаты: хохлома, жостовские подносы, досточки городецкой росписи, гжель, дымковские игрушки, Матрешка, иллюстрации, компьютер (презентация «Русская матрёшка»)
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки, ватные палочки, простой карандаш.
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Словарная работа: использовать в речи слов определений. Обогащать словарь детей новыми словами (экспонаты, эскизы)
Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России, знакомство с символами России.
Воспитатель: Мы хотим поприветствовать гостей и сказать им добрый день. Я надеюсь и у ребят сегодня отличное настроение, и они готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
Сегодня нам предстоит открыть музей… Музей под названием «Чудо роспись»
- А что же такое музей?.
Музеем называют ещё хранилище необычных вещей. «Хранилище» - от слова «хранить» или «оберегать» И нам с вами выпала честь хранить те экспонаты, что были собраны нами и нашими помощниками – родителями. Наш музей будет пополняться новыми и новыми удивительными вещами.
Разрешите нам, уважаемые гости, открыть музей. Я приглашаю подойти ребят поближе и развязать красную ленту, так как они являются хозяевами и первооткрывателями музея.
…
Настала пора познакомить посетителей музея с чудо – экспонатами.
На одной из полок красуются диковинные игрушки – ярко раскрашенные. Их целый хоровод. Они словно приглашают «Давай познакомимся». А представит эти замечательные игрушки Ксюша У.
Посмотрите как переливаются красками эти игрушки, словно
огненные. Это знаменитые дымковские игрушки. А называются они так, потому что делают их в селе Дымково на реке Вятке.
Думаете просто вылепить такую красоту?
По весне мастерицы собирали красную глину, перемешивали её с сухим песочком и лепили фигурки. Потом обжигали в русских печках, чтобы они стали прочными и расписывали яркими красками. Ни две краски, ни три, а десяток… Краску смешивали с яйцом и квасом. На белом фоне рисовали круги, клеточки, полоски, точки.
А на этой полке разместилась посуда удивительной красоты…
Что это за посуда мы спросим у Доминики К.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Узоры выполнены синей или голубой краской.
Мастера рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.
- О такой красоте люди сложили сказку - легенду «Откуда в Гжели синий цвет»
«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Рядом с посудой для хозяюшек стоят досточки расписанные городецкой росписью. Об этой росписи мы попросим рассказать Арину К.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
- Какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи они на сказочные… цветы - купавки «ягодки», «розаны», листья. Мастера украшали изделия сказочными птицами и конями. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.
Все досточки – не простые,
А волшебно-расписные.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Вся русская земля наша –это земля мастеров. Всё может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение, глину – в игрушки забавные, железо – в подносы, красоты невиданной.
- На таких чудных подносах, расписанных жостовской росписью и пирожки хозяюшек будут ещё вкуснее.
– Чем же интересна жостовская роспись?.
- Что символизирует нам чёрный цвет?.
Алексей К. расскажет нам сказку о том, как появился чёрный цвет на подносах…
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. А в соседнем доме жил жадный и злой сосед. Уж очень он завидовал мастеру. Вдруг случилось беда. Пришёл тайно сосед в дом к мастеру и все чудные подносы залил чёрной краской. Очень переживал мастер. Как-то принёс ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.
Один цветок – огонь, а другой – снежинка. Не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока мастер спал, красны девицы расписали все чёрные подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился, подносы стали ещё прекраснее. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог.
- В нашем музее тоже есть удивительной красоты цветы вот на этих красивых подносах.
Даша и Софья и Никита нам представят следующие экспонаты….
Перед нами золотая Хохлома.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А, трава, как бахрома,
Золотая Хохлома!
- Это волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое называется - Хохлома. Отсюда и название ее – хохломская роспись.
Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветами, созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха, дыханием весны. Все это и отразилось на предметах, которые находятся перед вами.
Ребята, мастера свои предметы привозили на ярмарку, чтобы продать товар…
А люди, видя такую удивительную работу, спрашивали: «Откуда это такое чудо?»
Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!»
- Мастера много сил да умений тратили, чтобы изготовить чудесную хохломскую посуду.
- Об этом даже сказку придумали.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо, и стал мужичок тем золотым пером посуду расписывать.
- Поэтому на хохломской посуде так много золота….
Вступительная часть.
Но в нашем музее есть ещё свободная полка, это говорит о том, что музей будет пополняться всё новыми и новыми экспонатами….
А попробуйте узнать, что спрятано у меня в шкатулке?
ЗАГАДКА:
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская … матрёшка.
Матрёшка – это расписная деревянная кукла, она любимица всех детей. Появилась матрёшка очень давно, 100 лет назад. Это настоящая русская красавица. Румяная, в нарядной одежде, на голове – яркий платочек. Но главное – это куколка с секретом. Что за секрет у матрёшки? ….
(Внутри неё прячутся сестрички – мал, мала меньше)
Интересно и то, что первая деревянная расписная кукла всем очень понравилась в России.
Кто-то из художников однажды воскликнул: «Хороша Матрёна!»
так деревянную куклу и назвали Матрёной или ласково Матрёшкой.
В разных городах матрёшек расписывали по – своему:
А я из города Загорска-
Я загорская матрёшка.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками.
И ягодами разными
Спелыми и красными.
Моя фигурка похожа на грибочек или куколку. Роспись малинового, красного, зелёного, синего и даже чёрного цвета Мастера рисовали яркие цветы и ягоды, украшали с помощью тычков, точек, мазков. А затем лакировали готовые игрушки.
А эта матрёшка семёновская…
Из тихого зелёного городка Семёнова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых бардовых
В подарок принесла.
Город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись. Своей росписью семёновские мастера расписывали и матрёшек. Мастера оставляли незакрашенным дерево, расписывали матрёшку яркими красками. Тонкой кисточки рисовали глаза, губы, наводили румянец на щёчках. Яркий платок на голове у матрёшки, юбка, передник, руки в которых Матрёна держит букет пышных цветов. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от других матрёшек тем, что в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая кукла, в которой насчитывалось ещё 72 матрёшки поменьше размером.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (показ слайдов)
- В настоящее время фантазии у художников нет границ.
Это и девушки, женщины, иногда даже пожилые люди, с корзинками в руках, с фруктами, с самоварами и петухами. - СЛАЙДЫ
(показать авторскую матрёшку)
- Ребята, вам интересно как рождается матрёшка?
Делают матрёшку и древесины, которую заготавливают ранней весной.
Мастер выбирает материал такой, чтобы не было ни сучков, ни трещин и только потом приступает к работе.
Вытачивает вот такие заготовки…
(показать заготовки)
Сначала точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает меньше ноготочка, затем больше и больше.
(показать самую маленькую куклу)
- А вот теперь художник может расписывать матрёшку? (Нет)
Сначала на бумаге делает эскиз или образец рисунка, чтобы по этому образцу приступать к росписи куклы.
Сегодня вам, ребята предстоит самим выполнить эскиз или образец росписи матрёшки.
- Ваша матрёшка может быть авторской, не похожей на других.
А можете придерживаться какой – нибудь росписи
(показать слайды росписей)
А в конце занятия мы выберем самые оригинальные образцы…
Но чтобы приступить к работе немного отдохнём
ФИЗМИНУТКА
Мы весёлые матрёшки Ладушки ладушки
Хороши у нас одёжки Ладушки, ладушки
Кружимся мы и танцуем Ладушки, ладушки
Хоровод водить мы будем ладушки, ладушки
Практическая деятельность
Карточки с элементами росписи могут вам помочь.
Для росписи понадобятся простые карандаши, тонкие кисточки, ватные палочки.
Я вам желаю успехов!
Подведение итогов.
Все работы удались на славу, их мы вывесим на выставку.
- А теперь расскажите о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
(ответы детей)
В народе есть поверье, что если во внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.
Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Занятие окончено…