Верховцева Татьяна
Сценарий фольклорного праздника «Ярмарка ремесел «Во селе Абрамове»» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника
«Ярмарка ремесел «Во селе Абрамове»»
(для детей 6-7 лет)
Цель: Создание условий для развития детей в процессе формирования познавательных способностей.
Задачи:
Обучающие: приобщать детей к ремеслам, к русским народным традициям, к русому быту, народной культуре; обучать певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения русских народных мелодий; учесть региональный компонент, обогащающий процесс воспитания и образования и обеспечивающий связь с близкой культурой, историей культуры и тенденциями будущего развития; продолжать знакомить с бытом и традициями села Абрамова.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Ярмарка ремесел „Во селе Абрамове““ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
Развивающие: развивать творческие способности и художественный вкус детей в различных видах деятельности, передачи характерных образов в играх, хороводах, инсценировках; развивать языковую компетентность детей; формировать у ребенка представление о мире людей, рукотворном мире, собственном «я» в этом мире, максимальное развитие познавательного интереса; обеспечить условия художественно- эстетического развития ребенка (развитие художественного восприятия, мышления, воображения).
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к национальной культуре на основе на основе приобщения к народному искусству; воспитывать интерес к речи, как особому объекту познания; воспитывать самостоятельность, инициативу и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар; организовать обучение и воспитание как целостный процесс в тесной связи с окружающим миром природы, социума и культуры; воспитывать устойчивый интерес к традициям и быту своих предков; формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения, патриотические качества и чувства.
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой, использование художественного слова, беседа, выразительное исполнение взрослым.
Ход мероприятия
Зал нарядно украшен в стиле русской ярмарки, выходит ведущая (воспитатель) в русском костюме
Читает стихотворение поэта-земляка на фоне русской мелодии
В. : Куда б меня дорога не вела, мне маяком единственным служили.
Огни большого русского села, где прадеды и деды мои жили.
И где живет моя родная мать, и как же мне туда не возвратиться?
Ведь только там мне чувствовать и знать
Что было, есть и что потом случится.
А. И. Погодин
В середине 16 века во время своего третьего похода на Казань царь Иоанн Грозный держал путь из Ардатовского уезда к Арзамасу. Он сбился с пути и остановился на привал.
Каждый свои стан царь отмечал строительством новой церкви, что означало появление нового села. Такая церковь строилась и освящалась в течение дня, до захода солнца. Появление новой церкви означало появление нового села.
По преданиям, Иоанном Грозным такая церковь была построена и в Абрамове. Название села произошло от имени собственного – Абрам (кем был этот человек – не установлено).
Абрамовцам всегда есть о чем рассказать и что показать, потому что есть в России такое село: старинное, рукодельное, поэтическое, талантливое, работящее.
Мастера- плотники, рукодельницы – кружевницы, гончары, ….потрудились на славу, людям на радость. И теперь по городам и селам гремят русские ярмарки Едет народ на людей поглядеть, себя показать. Народ, собирайся, Ярмарка, открывайся!
Под веселую задорную музыку в зал входят четыре мальчика, а за ними четыре девочки, дети останавливаются.
1-ый мал. : Здравствуйте, девчата! Чьи же вы будете?
1-ая дев. :
Мы не мамкины, мы не тятькины,
А мы на улице росли
И нас курицы снесли!
2-ой мал. : Ой, какие девчата, хороша милая та, хороша и эта!
2-ая дев. : А у нас в селе все красавицы девицы!
3-ий мал. : А куда же вы девчата едете?
3-ья дев. : На ярмарку товар везём. А вы куда?
4-ый мал. : Мы тоже едем на ярмарку покупать-торговать.
4-ая дев. : А чем торговать будете?
1-ый мал. : Зерно продам, пшено продам,
Гармонь куплю, плясать пойду!
Под «Коробейники» входят другие дети (6 чел.) с коробами, останавливаются в середине зала.
1-ый: Внимание! Внимание! Ярмарка открывается! Ярмарка начинается!
2-ой: Приходите, приезжайте!
Всё, что нужно покупайте!
3-ий: Покупайте для души!
Все товары хороши!
1-ый: Выбор здесь хороший очень:
Ешьте, пейте, кто что хочет.
Чай, горячие ватрушки,
Булочки, баранки, сушки.
Инсценировка песни «Где был, Иванушка»
После песни дети садятся на стулья вдоль окна, ребенок-гончар встает около стола с гончарными изделиями
В: Эй, продавец, это что за товар?
Этот большой, ну, а этот так мал,
Круглый, как шар, с серединой пустой…
Чем ты торгуешь и кто ты такой?
Реб. -гончар: Глиняным мастером слыву я, друзья,
Все гончаром здесь кличут меня:
Делаю чашки, тарелки, горшочки,
Кринки, свистульки для сына иль дочки.
Скажу я Вам честно, чего там хвалиться,
Мой товар всегда пригодится!
В. : Товар пригодится, не спорим мы даже, О твоем ремесле сейчас дети расскажут.
В центр зала выходят 2 ребенка.
Реб. : Абрамовская земля славится своим черноземом. Но с восточной стороны Абрамова земля глиняная, это место здесь называется «стрелка». Вот там-то гончары и добывали глину, лепили из нее разные изделия, обжигали их в горячем огне для длительного использования.
Реб. : Кринки, горшки, игрушки, свистульки были в каждом доме. Также мастера продавали свои работы жителям округи, возили в город Арзамас на рынок и ярмарку.
Реб. -гончар: Товар мой для каши и супа хорош,
Лучше товара нигде не найдешь!
В. : Да, товары хороши, поиграем от души!
Игра «Горшки»
После игры девочка-рукодельница встает за стол с вышивкой
В. : Ой, поглядите, не верю я взору!
Виднеется лавка в цветочном узоре.
Ох и диво, вот так диво, как же выглядит красиво!
Или сделала сама ты все эти чудеса?
Дев. -рукодельница: Я,не покладая рук,
Вышивала этот луг:
Иголкою с ниткой, за стежком стежок -
И вот на ткани расцвел цветок.
Работа моя кропотлива, трудна,
Но радует душу и сердце она.
В. : Издавна были в почете рукодельницы работы
Выбивали и стегали, пряли, ткали, вышивали.
Трудоемкая работа, и девицам всем забота!
В центр зала выходят 4ребёнка.
Реб. : В старину одним из основных занятий трудолюбивых девушек и женщин было вышивание, вязание, а также рукодельницы стегали одеяла, ткали половики; одним словом, создавали уют и красоту в доме.
Реб. : Такие девушки быстрее и замуж выходили, а лучшим подарком жениха считалась прялка.
Реб. : Искусство рукоделия переходило по наследству: от матери к дочери; вышитые вещи бережно хранились долгие годы, передавались в семье из поколения в поколение.
Реб. : Каждый рисунок передавал свое содержание:
Цветы, ягоды, фрукты – красота природы,
дома – благополучие семьи
животные – забота, трудолюбие,
а вышитые заглавные буквы означали фамилию и имя рукодельницы
В. : Под напев русской песни, при свете лучины
Наносили девицы на ткани картины,
А потом также дружно они отдыхали,
В хоровод от души танцевать зазывали.
Исполняется танец с платками
В. : Посмотри-ка, посмотри,
Это что там впереди?
Санки, плошки, поварешки
Да еще резные ложки,
Полки разные резные,
Да оконца расписные.
Это что за представленье,
И чьих рук эти творенья?
К следующему столу подходит плотник – ребёнок.
Реб. - плотник: Плотник вам на удивленье
Представляет все изделья,
Это все моя работа,
Но хвалиться не охота.
Я из дерева могу сделать вам и кочергу,
Стол, комод, еще скамейку
Сделаю с резною змейкой,
Зыбку славную для чада, дом построю, если надо!
В. : Славный мастер здесь живет, прославляет наш народ,
Расскажите нам тогда, как же строятся дома?
В центр зала выходят 7 детей.
Реб. : Для строительства домов используются хвойные деревья. Сначала плотник из обтесанных бревен ставит стопу, утепляет щели мхом или паклей;, прорубает в стенах окна и двери; сводит крышу, покрывает ее железом.
Реб. : Дом каждого плотника отличался своей внешним видом. У одного мастера в работе присутствуют элементы цветов, виноградной лозы, что символизирует достаток в доме и благополучие;
Реб. : Другой мастер украшает дом резным солнцем, что говорит о теплоте и доброте хозяев.
Реб. : А еще в работе плотник использует образ чаши, обвитой змеей, что означает здоровье, мудрость, удачу.
Реб. : Без топора не плотник, без иглы – не портной
Реб. : Плотник и в поле работник
Реб. : Не топор рубит, а плотник
Песня «Русская изба»
Игра «Колечко»
В. : Эй, девчонки – хохотушки,
И ребята- молодцы.
Запевайте –ка,частушки,
Веселите от души!
Частушки (мальчики – торговцы, девочки – покупатели). Исполнители подыгрывают на деревянных ложках, трещетках, колокольчиках….
мальчики: Мы – торговцы- зазывалы,
Мы-ребята – молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, бубенцы.
Мальчики: Ну!
Девочки: Да!
Вместе: Вот такие вот дела!
мальчики: Подходите примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте
Доставайте кошельки!
девочки: Ой, торговцы- зазывалы,
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Тут народ - не дураки!
мальчики: Вы бы лучше не скупились,
Грош - не лошадь со двора.
Мы же так к вам торопились,
Вон в лаптях уже дыра!
девочки: Коли парни сбавят цену,
Я кольцо себе надену. Если сбавят ещё грошь, То куплю себе ещё и грошь.
Мальчики: Ну!
Девочки: Да!
Вместе: Вот такие вот дела!
В. : Ай, да ярмарка, гудит, продолжается. На товары народ удивляется.
Реб. : Молва о мастерах идет
И славит дело их народ,
И славит ремесло Абрамово село
Реб. : Ты цвети, мое село,
Становись всё краше.
Не уронит честь России
Поколенье наше.
Реб. : И звенит, не умолкая,
Песня звонкая о нём,
О родимом нашем крае,
Что мы родиной зовём!
Исполняется заключительная песня «Земля хлебами славится»
На ее фоне выходит девочка с караваем, (а за ней другие дети танцуют «Карусель»)
Ведущая: Вот какой народ наш русский хлебосольный,
Много в нём душевной теплоты.
Славься, край, весёлый и раздольный, Красота родимой стороны.