Наталья Коновалова
Сценарий театрализованного фольклорного праздника для детей дошкольного возраста «Рождественские колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с традицией празднования рождественских праздников. Воспитывать у детей чувства сопричастности к народным традициям, формировать духовно-нравственный потенциал. Формировать у детей творческие решения драматизации, игровой.
Материалы и атрибуты: рождественская звезда, маски для ряженых, угощения для колядовщиков, мешочек для гадания
Темочки:
- Колядки, святки
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество. Театральные постановки, спектакли, сценки
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Зал оформлен под стилизацию русской избы. В «избе» сидит «Хозяйка», занимается рукоделием.
Детей из других групп встречает Ведущая, которая одета в русский костюм.
Ведущая-хозяйка Акулина: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
Ведущая-хозяйка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это — Новый год, Рождество, святки и Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали наши предки этот замечательный праздник на Руси.
Музыка. Мехоноска и дети колядовщики и идут по кругу.
1-й ребенок: Коляда, коляда
Ты подай пирога
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину.
2-й ребенок: «Коляда — моляда
Зашла в новы ворота.
3-й ребенок: А за ней и мороз
Через тын перерос.
4-й ребенок: принес он холод
Так, что дед Архип стал молод.
5-й ребенок: Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Все хором: «Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.
Подходят к первой избе.
1-й ребенок: Хозяин с хозяйкой
Слезайте с печки,
Зажигайте свечки.
Открывайте сундучок
Вынимайте пяточок.
Нам славить некогда -
Мы озябли.
2-й ребенок: Кто не даст лепешку -
Тому разобьем окошко
Кто не даст ватрушки -
Расстукаем кадушки.
Кто не даст пирога -
Запрем ворота.
Выходят хозяйка.
Хозяйка: Коляда, коляда, не хошь пирога
С луком, с перцем,
С комариным сердцем?
Мехоноска: Не ломай, не ломай
Весь подавай.
Хозяйка: : Здравствуйте люди добрые!
Вот вам угощенье — сыр да печенье!
Пряники, конфетки!
Кушайте детки!
Мехоноска: (заглядывает в мешок)
Подарила нам она
2 пшеничных пирога.
Черепушку творога,
Блинов стопку,
Оладушек сотню,
Маслица каточек
Ветчины шматочек.
Все вместе: Жить им вместе лет до двести,
Счастья вам,Доброго здоровьица.
Идут дальше. Поют колядку. Стучат в другой дом. Никто не отвечает.
Мехоноска: Может, крепко спит д. Николай,
Давайте еще раз споем.
Выходит Николай (потягивается) :
-Кто тут орет, - спать не дает?
Мехоноска: Это мы — колядовщики!
Николай: И охота вам в этакий мороз.
С теплой печки вставать,
Петь да плясать!
(уходит)
1-й ребенок: И скупого мужика
Родись рожь хороша!
2-й ребенок: Колоском пуста, соломкой густа!
Все смеются!
3-й ребенок: На двор чертей
4-й ребенок: В огород червей!
Все смеются!
Мехоноска: Что — то холодно совсем,
Может погреемся?
Поиграем?
Игра: «Кострома»
Правила игры:
Выбирается ведущий – «Кострома», становится в центр круга (на этапе знакомства с игрой ведущего выбирает педагог, далее он определяется с помощью считалки). Остальные дети берутся за руки и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» напевая закличку:
Кострома. Русская народная мелодия
Дети становятся в круг, берутся за руки. Идут по кругу и поют.
В центре круга стоит водящий: «Кострома».
Дети. Кострома, Кострома!
Голубушка, ты моя!
У Костромушки блины с творогом,
У Костромушки кисель с молоком!
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Муку сею!
Дети. И мы с тобой!
Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает
«Кострома».
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Тесто мешу!
Дети. И мы с тобой!
Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает
Ведущий- «Кострома».
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Блины пеку!
Дети. И мы с тобой!
Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает
Ведущий- «Кострома».
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Блины ем!
Дети. И мы с тобой!
Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает
Ведущий- «Кострома».
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Кисель пью!
Дети. И мы с тобой!
Дети идут по кругу, поют и повторяют то движение, которое показывает
Дети спрашивают речитативом:
Здорово ль, Кострома?
Кострома. Здоровенька!
Дети. Что делаешь?
Кострома. Вас, ловлю!
Дети убегают, а «Кострома старается их поймать».
Ребята заглядывают в мешок к Мехоноске.
1-й ребенок: «Ну хватит, уже много наколядовали, пойдем к тетке Акулине греться.
(все идут к 3 избе, стучатся)
Мехоноска: Тетка Акулина, пусти погреться!
Акулина: Пустить? Загадки отгадаете, тогда пущу!
1. Четыре уха, а перьев не сосчитать.
Без рук, без ног, а рубашку носит. (подушка)
2. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (овца)
3. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его — копытца,
Ест и пьет он у корытца. (поросёнок)
Акулина: Ну, что же, молодцы! Милости прошу, проходите!
1-й ребенок: Тетка Акулина, а сорить у вас можно?
Акулина: Сори, сори, сколько хочешь!
Дети (разбрасывают зерна)
Ребенок: Сеем, всем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!
Акулина: Вот спасибо, гости! Это значит, вы меня жалаеете добра, да богатого урожая, до здоровья крепкого. Ну, а теперь будем вечер коротать, будем петь да плясать! Становись в хоровод веселись честной народ!
Хоровод: «Ох, ты зимушка — зима!»
Акулина: А вы знаете, что в святые дни Рождества разрешено было гадать. И я гадала когда молодая была. Брала перед сном гребешок, расчесывала волосы, а потом гребешок клала под подушку и приговаривала: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженый». Кто приснится, тот и жених.
Хотите и мы погадаем!
Мешочек с вершочек
Скажи нам дружочек
Что сбудется, станется
Плохое пусть останется.
проходят по залу, дети поочередно достают из мешка
разные предметы
Если, из мешка вынимают полотенце:
1. Полотенце далеко расстилается… ждет вас дорога, путешествие…
2. Если из мешка вынимается булка – Мышь в горнице бежит, каравай в печке пыхтит. В твоем доме достаток будет!
3. Если из мешка вынимается колечко – Сейте муку, пеките пироги. Скоро гости придут. Большой праздник будет тут!
4. Если из мешка вынимает пуговицу – будет тебе в этом году новый кафтан и красивый сарафан!
5. Если из мешка достают муз. инструмент – включать музыку поспеши, веселись, пой и пляши!
6. Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента – к богатству, прибыли.
7. Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.
8. Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
9. Карандаш – к успехам в учёбе.
10. Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
11. Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
12. Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
14. Бусы – получите в этом году много подарков.
15. Конфета – весь год сладкая жизнь.
16. Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Акулина: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец.
Водящий:
Под моею крышей
Собрались малыши:
Заяц, белка, жаба – цап
Акулина: Молодцы Какие внимательные да шустрые. А не хотите ли со мной сыграть в мордовскую народную игру.
Дети: Хотим!
Игра «Раю -Раю»
Для игры выбирают двух детей – они изображают ворота; остальные играющие – Мать с Детьми. Те, кто изображает ворота, поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время Дети, встав паровозиком, за Матерью проходят в ворота. Изображающие ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом называют ему слова-пароли (по одному слову каждый, например один говорит «Соль», а другой «Сахар!») Как только все дети встанут за «воротами» начинают тянут в разные стороны, выигрывает та команда которая перетянет другую.
Акулина: Вот и подходят к концу наши колядки.
Дорогие гости и дети!
Всем людям добрым, желаю добра!
Золота и серебра!
Пышных пирогов!
Мягоньких блинов!
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все: Кому песни поем, тому сбудется!
Тому сбудется, не минуется!
Дети и взрослые исполняют песню:
Песня: “Рождественская песня”
Звучит колокольный звон.
(Раздаются печенья гостям)
Дети выстраиваются в ряд.
1-й ребенок: Христос Спаситель,
В полночь родился!
В пещере темной он появился!
2-й ребенок: Вот над пещерой
Звезда сияет:
Христос родился -
Всем возвещает!
3-й ребенок: Христос Владыка!
В твой день рожденья
Подай всем людям
Мир просвещенья!
Акулина: Да хранит нас всех Христос и ныне, и присно, и во веки веков Аминь. Всех с праздником!