Белоусова Оксана Анатольевна
Сценарий досуговой деятельности по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта (3–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге.
Задачи:
1. формировать первоначальные знания о правилах безопасного поведения на железной дороге, о железнодорожных профессиях;
2. развивать координацию речи и движения;
Публикация «Сценарий досуговой деятельности по профилактике безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта (3–7 лет)» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Сценарии развлечений
- Железная дорога, поезд
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
3. развивать творческое воображение;
4. воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
Содержание.
Ведущий. Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие по железной дороге. И поедем мы, конечно, на поезде. Железные дороги тянутся по всему миру. Миллионы людей пользуются железнодорожным транспортом, ведь нет таких препятствий, которые не смогли бы преодолеть поезда. Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, что мы должны сделать? ( варианты ответов детей: прийти на вокзал, купить билет на поезд, выйти на перрон, подождать прихода поезда, найти свой вагон). Правильно. Ребята, станции, на которых будет останавливаться наш поезд, носят необычные названия. И так, в путь! (звучит мелодия песни «Паровозик из Ромашково», дети путешествуют в импровизированном вагоне).
Гимнастика со звукоподражанием «Паровоз с большой трубой»
Вот паровоз с большой трубой.
Повезет он нас с тобой. Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит. Ставим кулачок на кулачок, и двигаем ими вверх-вниз, не разъединяя
Запыхтел паровоз: «пых-пых-пых».
Ведущий. Наш поезд отправляется в путешествие и первая наша остановка - станция «Познавай-ка».
Ведущий проводит блиц-опрос:
1. Для чего нужны железные дороги?
2. Какие виды железнодорожного транспорта вы знаете?
3. Какие грузы перевозят по железной дороге?
4. Люди, каких профессий работают на железной дороге?
5. Сколько лет исполнилось Юго-восточной железной дороге?
Дежурный по станции. Пассажиры поезда, просим пройти на посадку, следующая станция «Профессиональная».
На мольберте вывешиваются фотографии, на которых запечатлены люди, разных профессий. Детям предлагается определить название железнодорожной профессии и рассказать о ней.
Дети. Машинист!
Эта профессия очень важна,
Очень ответственна, очень трудна.
Поезд вести – это не шутка,
Не отвлечется он ни на минутку.
Ведущий. Вот каким должен быть машинист. А кто ему будет помогать?
Дети. Помощник машиниста.
Ведущий. Молодцы. А чтобы нам было легко и приятно путешествовать, кто нам обеспечит комфорт и уют?
Дети. Проводник.
Она вагон сопровождает,
Чай приносит, угощает,
На работе ей не спится
Вся в заботах проводница!
Ведущий. Хорошо, но прежде, чем мы зайдем в вагон, нам нужно знать свое место, нужен билет. К кому мы обратимся.
Дети. К билетному кассиру.
Ведущий. Правильно, а чтобы не пропустить свой поезд, не спутать платформу, кого мы должны внимательно слушать?
Дети. Диспетчер.
Без них ни кто бы не узнал,
В вокзалах поезд ожидая,
Когда он будет? Опоздал?
Платформа ждет его какая?
Диспетчер знает обо всем,
И о малейших изменениях
Всем сообщает он в своем
Обычном, кратком объявлении.
Ведущий. Кто же следит за железной дорогой, проверяет железнодорожные пути?
Дети. Путейцы, монтеры пути и другое.
В своих оранжевых жилетах
Под солнцем и в ночных огнях
Вы и зимой и жарким летом
Работаете на путях.
Путейцы все везде проверят,
Все неполадки устранят,
Им машинисты свято верят:
Они всегда за всем следят.
Ведущий. А откуда же будет отправляться наш поезд, где мы с вами будем встречаться и прощаться?
Дети. На вокзале.
Ведущий. А кто нам поможет на вокзале, если мы потерялись, заблудились, расскажите нам, ребята.
Дети. Дежурный по вокзалу.
Наш дежурный по вокзалу
Неспроста руководит,
Знают все – он добрый малый
И без дела не сидит.
Ведущий. Пассажиры поезда, следующего до станции «Ромашково», просим пройти на посадку, следующая станция «Спортивная».
Дежурный. Мы вас приветствуем на станции «Спортивная».
Ведущий. Да, всем известно, всем понятно,
Что спортивным быть приятно.
Только надо знать, как спортивным стать?
Дежурный. Внимание, внимание! На нашей станции будет проходить эстафета «Составь поезд».
Дежурный. Внимание, внимание! Поезд до «Ромашково» отправляется от третьей платформы. Доброго вам пути!
Ведущий. Наш поезд прибыл на станцию «Любознайкино». А сейчас, ребята, скажите, кто знает пословицы и поговорки о труде.
Дети называют пословицы и поговорки о труде
* Без труда не вынешь рыбку из пруда.
* Глаза боятся, руки делают.
* Дело мастера боится.
* Делу время, потехе час.
* За много дел не берись, а в одном отличись.
* Кто не работает, тот не ест.
* Терпенье и труд все перетрут.
* Без труда нет плода.
* Скоро сказка сказывается, да не скоро дело, делается.
* Пчелка маленькая и та работает.
* Не место красит человека, человек место.
* Птицу узнают в полете, а человека в работе.
* Поспешишь, людей насмешишь.
* Жизнь дана на добрые дела.
* Какие труды, такие и плоды.
Ведущий. Снова в поезд мы садимся
Дальше весело помчимся.
Дежурный. Наш поезд прибыл на станцию «Загадкино».
___Я зашёл в зелёный дом,
И недолго пробыл в нём,
Оказался этот дом
Скоро в городе другом. (Вагон)
___Что там мчится и шипит,
И колёсами стучит,
Чу-чу-чу-чу,
Я по рельсам качу. (Поезд)
___ Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь, сороконожка,
По дороге той ползёт,
Весь обоз с собой везёт. (Тепловоз)
___Ровненьким шнурочком
На тысячу верст тянутся,
Нигде не затеряются. (Рельсы)
Дежурный. Внимание, внимание! Пассажиры поезда, просим пройти на посадку, следующая станция «Поиграй-ка».
Ведущий проводит с детьми игры.
1 игра «Кому, что нужно для работы»
Воспитатель раздает детям карточки с изображением предметов, относящихся к определённой железнодорожной профессии. 4 ребёнка, получают кукол – 4 разных железнодорожных профессий (машинист, путеец, проводница, кассир). Дети, получившие карточки, должны определить, к какой профессии относится их предмет. В итоге игры, дети, сгруппировавшись по профессиям, объясняют свой выбор.
2 игра малой подвижности «Доставка груза»
Ведущий. Игра заключается в следующем: вам предстоит доставить груз по железной дороге из столицы нашей Родины – города Москвы в наш родной город Мичуринск.
Кирилл у нас будет – «локомотивом», а вы «грузовыми вагонами», но есть одно условие – груз должен быть доставлен в целости и сохранности и точно в срок.
Ведущий даё т команду:
Встали на рельсы.
дети становятся друг за другом на дорожку с изображением железнодорожных путей
Загрузили вагоны.
дети кладут мешочки для метания на голову
Подошёл локомотив.
впереди становится ребёнок с изображением локомотива на груди
Поехали!
под музыку дети двигаются, изображая грузовой состав, стараясь не уронить мешочки
Ведущий. Итак, наш поезд прибыл на станцию Мичуринск, груз успешно доставлен, можно разгрузить вагоны. Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь попрошу всех пройти на свои места и продолжить наше путешествие.
3 игра-знакомство «Колесо истории»
Ведущий. Давайте посмотрим, как выглядели первые паровозы. Паровозы, ребята, были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. В качестве топлива у этих паровозов у этих паровозов использовался пар от горячей воды (такой же пар бывает у кипящего чайника). Вот почему появилось название – паровоз… Позднее появился тепловоз. Топливом для него служил уголь.
А вот это уже современный электровоз. В движенье его приводит электричество. Все мы видели, как он выглядит.
Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения, но нельзя забывать о том, что это зона повышенной опасности, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущихся по асфальту.
4 игра «Правила поведения на железной дороге»
Ведущий (демонстрирует иллюстрации с правилами поведения на железной дороге, дети находят соответствующие знаки безопасного поведения на железной дороге). А сейчас вспомним, как надо нужно вести себя на железной дороге. Итак, правила поведения, которые вы должны запомнить навсегда:
Правило первое: ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом!
Если вы видите приближающийся поезд, остановитесь и подождите, когда он проедет. Даже если, на ваш взгляд, поезд находится достаточно далеко от вас, не рискуйте!
Правило второе: переходить железнодорожные пути следует по надземному, подземному переходам или по деревянному настилу.
Не подвергайте свою жизнь опасности и переходите железнодорожные пути только по надземным, подземным переходам или железнодорожному деревянному настилу. Настил - это дорожное полотно из досок, уложенное поперек железнодорожных путей для удобства пешеходов.
Если поблизости нет надземного и подземного переходов, то нужно как следует осмотреться. Если ни справа, ни слева нет поезда, можно начать переход. Только будьте осторожны: чтобы не поскользнуться, не стоит ставить ногу на рельсы, а нужно осторожно через них перешагивать.
Правило третье: не ходите по железнодорожным путям!
Немало несчастных случаев происходит из-за того, что пешеходы, стремясь сократить свой путь, ходят по железнодорожным путям. Этого нельзя делать. Часто несчастные случаи происходили оттого, что человек поздно замечал поезд и не успевал отойти в сторону.
Правило четвертое: не стойте у края платформы!
Стоять близко к краю платформы смертельно опасно! Во-первых, поезд может сбить вас с ног выступающим зеркалом заднего вида. Во-вторых, сильный поток воздуха, который поднимает поезд, может опрокинуть вас под колеса.
Если стоять на насыпи рядом с идущим поездом, то потоком воздуха вас также может затянуть под колеса вагонов.
Правило пятое: если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под колесами стоящего поезда.
Этого делать ни в коем случае нельзя, потому что поезд в любой момент может тронуться. Нужно железнодорожный состав обойти спереди или сзади, предварительно осмотревшись, чтобы не попасть под другой поезд. Поезд тоже является препятствием, поэтому будьте внимательны!
1. Почему нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом?
2. Где следует переходить железную дорогу?
3. Почему нельзя ходить по железнодорожным путям?
4. Почему опасно стоять у края платформы?
5. Почему опасно пролезать под колесами стоящего поезда?
Дежурный. Внимание, внимание! Пассажиры поезда, просим пройти на посадку, следующая станция конечная «Музыкальная».
Ведущий. Мы рады приветствовать вас на станции «Музыкальная»!
Завершая путешествие,
Подведём его итог.
Если коротко сказать –
Правила всем надо знать.
Кто б ты ни был, стар иль млад,
Знание правил – ценный клад!
Ведущий, дежурный дети исполняют песню В. Я. Шаинского «Голубой вагон».