Юлия Егорова
Сценарий досуга «Дымковские истории» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досуга «Дымковские истории».
Задачи:
1. Учить творческому взаимодействию родителей с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества.
2. Учить речевому общению, диалогу.
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Познакомить с традициями дымковской глиняной игрушки.
4. Учить приёмам росписи дымковской игрушки.
Оборудование и материалы: заготовки лошадок, белила, клей ПВА, широкая и тонкая кисти, вода, гуашь (синяя, белая, жёлтая, чёрная, красная) дощечки, салфетки.
Ход:
(Воспитатель приглашает детей и родителей сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы.)
Воспитатель:
День добрый людям добрым.
Хочу порадовать вас -
О дымковской игрушке
Скорей начать рассказ.
Посмотрите - мастерица
На скамеечке сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Воспитатель: Мастерица, отдохни, всем о дымке расскажи!
Ребёнок.
Дым валит из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали…
И село моё родное
Люди Дымково назвали.
Ребёнок.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
От дымковской игрушки идёт тепло и свет,
И он не иссякает десятки, сотни лет.
С папой и мамой об этих игрушках
Мы в книжках читали.
Ребёнок.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Ребёнок.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Ребёнок.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Ребёнок.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Казалось бы, простой узор,
Но отвести не в силах взор!
Ребёнок.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Хозяюшка: (поёт)
«Ой, то не вечер, то не вечер…»
Что за шорох – не пойму
Может, то свеча трещит,
Я поближе подойду
И тихонько посмотрю.
Что за чудо? Вот так,да…
Вы откуда? Со двора?
Как вас Матушка звала?
И зачем пришли сюда?
Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка!
Вот – Кристина,
Вот – Вадим!
Мы узнать давно хотели, Ваше дымковское дело!
Хозяюшка:
Видно вы из далека-а…
Ну, так это ж не беда!
Позову – ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и народная игра
Эй, подруженьки – подружки, веселушки, хохотушки,
Приходите навестить и из глины полепить.
Одним – лепить, другим – расписывать, третьим – играть.
А четвертым – песни напевать!
Проходи, честной народ, не пыли дорожка!
Добры – молодцы идут, погулять немножко!
Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету»!
Балалайка и гармонь, разжигают в нас огонь!
Раздайся народ, меня пляска берет!
Пойду, попляшу, на людей погляжу!
Танец «Россия - Росинушка»
Хозяюшка:
Танцевать вы мастера, за дело браться нам пора.
Сядем рядком, поработаем ладком.
Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно!
Изготовим мы игрушку – просто замечательную!
Воспитатель: (включить презентацию)
– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, и летом, когда топились печи, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Слайд.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Слайд.
И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Слайд.
Такие игрушки сейчас очень дорогие, их необязательно покупать в магазине, можно сделать самим.
- И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц!
Приглашаем всех за столы.
Рассмотрите игрушки, созданные вашими детьми. Игрушкам приписывали магическую силу. Конь олицетворял Солнце, солнечных богов, которым поклонялись древние славяне, считалось, что изображения коня в детской игрушке считалось пожеланием долголетия самому ребенку, должно принести удачу и благословение солнца.
(когда все найдут свои игрушки и тихо будут рассматривать)
В процессе росписи есть несколько этапов:
Первый этап – грунтовка – нанесение на поверхность акриловой краски или специального грунтовочного состава.
Пока загрунтованная заготовка сохнет, мы с вами рассмотрим элементы и узоры дымковской росписи.
(Включить презентацию)
В основе росписи — геометрический орнамент. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой.
Есть солнечные знаки, например, круг. Слайд.
Лунные — пересечение линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольников. Слайд.
Знаки семян - точки в круге или чередующиеся точки с кругом. Слайд.
Знак плодородия — ромб.
Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Слайд.
Мать – сыра земля и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразными с точками по обе стороны в углублениях. Слайд.
И так, грунтовка подсохла, приступаем к росписи.
Мы с вами будем пользоваться гуашью.
Переходим к цветовому оформлению. Начнём расписывать лошадку с головы.
Игрушка готова!
Велика Россия наша, и талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!
Сегодня Вы узнали о приёмах росписи дымковской лошадки.
Спасибо за работу! Успехов во всех начинаниях!