Варвара Владимировна Кизилова
Сценарий досуга для детей и родителей «Посидим у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей и родителей к традициям и культуре русского народа.
Задачи:
• развивать любознательность у детей;
• воспитывать уважение к традициям русского народа;
• обогатить представления детей о русском чаепитии с самоваром;
• учить выразительно читать стихотворения и петь частушки;
• привлекать родителей к образовательному процессу в группе.
Ход мероприятия
Ведущая – хозяйка (выходит под музыку «Наш красавец самовар» вместе с детьми)
-Здравствуйте, гости званные, да желанные!
С радостью вас приглашаем
Публикация «Сценарий досуга для детей и родителей „Посидим у самовара“» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Самовар
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2015
Посидеть за самоваром да чаем.
Монтаж (дети рассказывают стихи)
1 ребёнок
Старый медный самовар
Сверху на буфете.
Для чего нам самовар? –
Нелегко ответить.
2 ребёнок
Из него не день, не год, -
Много лет никто не пьет.
3 ребёнок
Для него нужны дрова,
Чтобы греть, сгорая.
А для дров нужна пила.
А еще – сараи.
4 ребёнок
Но, как много лет назад,
Он и весел, и пузат.
5 ребёнок
Этот старый самовар -
Чудо для ребенка.
Дети смотрятся в него
И смеются звонко!
6 ребёнок
В самоваре, как в кино:
Кухня, с облаком окно.
7 ребёнок
Пусть сейчас не вьется пар,
И не слышно пения, -
Но как прежде, самовар
Все вместе
Дарит настроение!
Л. Меньшикова
(Дети садятся на стульчики)
Хозяйка:
- И правда, нам сейчас очень трудно представить себе, что когда – то наши пра – пра – дедушки и пра – пра – бабушки ездили не в автомобилях и автобусах, а на лошадях, зимой носили не кроссовки и сапоги, а валенки и чай пили не из электрочайников, а из самовара. Самые лучшие самовары делали мастера из Тулы.
Не зря, самовар занимал почетное место на столе, его называли «Генерал стола»! За столом собиралась вся семья.
Чай разливала традиционно хозяйка дома, иногда эту почётную обязанность предоставляли старшей дочери. Все хозяйки знали, для того, чтобы чай был вкусным и крепким, заваривать его нужно не менее 3 минут. А пока наш чаёк заваривается, ребята исполнят песню, которая так и называется «Русский чай».
Песня «Русский чай»
Хозяйка:
- Раньше русский человек знал толк в чае. Чая пили много, обливались потом, утирались полой рубахи и продолжали его пить. Особенно любили чай в прикуску с кусковым сахаром. Специальными щипцами откалывали небольшой кусочек сахара от сахарной головы. Некоторые мастера чаепития умудрялись с одним куском сахара до 10 чашек чая выпить.
И чай заваривали разный: с малиной, смородиной, лимоном, мятой и тд.
А мы сейчас проверим, смогут ли наши родители на вкус определить с чем заварен чай.
Конкурс для родителей
«Определи с чем чай»
(родители на вкус должны определить с чем чай- лимоном, мятой, имбирём)
Хозяйка:
-Наши родители отлично справились с первым испытанием. А теперь интересно посмотреть, знают ли они пословицы и поговорки о чае. Если родители затруднятся ответить, ребята могут помочь.
Закончи пословицу
- Чай пить… - не дрова рубить!
- Пьют чай все, умеют пить немногие.
- Чай пьёшь… - здоровье бережёшь!
- Чай не пьёшь… - где силу берёшь?
-Вчерашний чай… хуже ядовитой змеи.
Хозяйка:
-Была у русского народа ещё одна традиция – на праздниках, да посиделках петь весёлые стишки - частушки.
Частушки о чае
(дети с воспитателем поют частушки)
Глянь, какой стоит пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске туфель не жалей.
За столом заварки!
Запевай-ка веселей,
То - то станет жарко.
Подавай, подруга чаю,
Ведь тебе не жалко чай,
В нем души своей не чаю,
Наливай покруче чай!
Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет -
Приходите, напоим!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денёчек.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Чай бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть
Больше чая надо пить.
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить.
В небе, словно от побелки,
Засиял уж млечный путь.
Отшумели посиделки.
Путь домой не позабудь!
Мы делись тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
НЕ прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!
Хозяйка (сидя за столом наливает из самовара чай, переливает его в блюдце и говорит)
- Чай пили обязательно очень горячим. А, чтобы не обжигаться переливали его из чашки в блюдце, так он быстрее остывал. Блюдце держали в правой руке на растопыренных пальцах. Сейчас мы таким образом чай не пьём, но у ребят есть возможность потренироваться в переливании чая из чашки в блюдце.
Конкурс для детей
«Перелей чай из чашки в блюдце»
(две команды детей, чашка, блюдце, чайная ложка, чья команда быстрее перельёт чайной ложкой чай из чашки в блюдце).
Хозяйка:
-Заварить чай в самоваре, сможет не каждый желающий. Дело это требует особого мастерства. Раньше самовары были дровяные или угольные. Внутри самовара находился специальный кувшин, в который клали угли или щепки для розжига, вокруг - резервуар с водой, в кувшин подкидывали шишки, дрова. Сверху закрывали крышкой и для лучшей тяги устанавливали трубу, через которую выходил дым. Когда вода в самоваре закипала он начинал издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар «поет», на второй — «шумит», на третьей — «бурлит».
Вот и наши ребята попытались растопить свой самовар, а как у них это получилось мы сейчас и увидим.
Танец «Русский самовар»
Хозяйка:
-Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в мир русского чаепития. Ребята давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового.
Мастера из какого города делали самые лучшие самовары? (Тула)
Кто разливал чай гостям? (хозяйка дома)
Как узнать, что вода в самоваре закипела? (самовар начинает петь)
Чем топили самовар? (шишки, щепки, дрова, угли)
Как назывался большой кусок сахара? (голова)