Надежда Вотановская
Сценарий активизирующего общения по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наш огород кормит нас круглый год»
Цель совместной деятельности взрослых и детей :
развитие познавательно – исследовательской деятельности детей через ознакомление с условиями роста и развития растений.
Задачи:
-формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу);
-учить сравнивать и различать овощи по описанию и внешнему виду;
-формировать представление детей о полезности овощей для организма человека;
Публикация «Сценарий активизирующего общения по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах;
-воспитывать любовь и уважение к труженикам огородов.
Словарная работа:
Корнеплод – это часть растения, которая находится в земле.
Материалы и оборудование: картонные ворота, карточки с нарисованными овощами, энциклопедия, альбом «Овощи»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в «Овощную страну». Но пройти в эту страну можно только через волшебные ворота, они перед вами.
А пропускают они лишь тех, кто сумеет отгадать загадки.
Загадывание загадок.
Загадываю загадки, дети по очереди отгадывают их. После того, как прозвучит отгадка, на ворота вывешивается названный овощ.
Воспитатель. Над землёй трава, под землёй - алая голова
Дети. Свёкла.
Воспитатель. Весной одну закапывают, а осенью семью получают.
Дети. Картофель.
Воспитатель. Летом свежий и зелёный, а зимой хорош солёный, чем же я не молодец крепкий вкусный.
Дети. Огурец.
Воспитатель. Сарафан на сарафан, платьице на платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься.
Дети. Лук
Воспитатель. Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Дети. Морковь.
Воспитатель. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня в них ищи.
Дети. Капуста.
Воспитатель. Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда - треснул домик гладкий, поскакали кто - куда круглые ребятки.
Дети. Горох.
Воспитатель.
В огороде много гряд
Тут и свёкла томат,
Огурец, капуста, лук
И морковка тут, как тут
Мой весёлый огород
Вас прокормит круглый год.
Воспитатель. Дети, кто из вас знает и помнит стихи об овощах?
Дети рассказывают стихи.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щёчки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей.
Будешь только здоровей.
Я такой хорошенький,
Зелёненький мальчишка.
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Я и свежий, и солёный,
Весь пупырчатый, зелёный.
Не забудь меня, дружок.
Запасай здоровье впрок!
Воспитатель. Где растут овощи?
Дети. На огороде.
Воспитатель. Кто выращивает овощи?
Дети. Человек.
Дидактическая игра с мячом «Без чего не вырастут овощи?».
Дети стоят в кругу и, передавая мяч, друг другу, называют условия, необходимые для роста растений.
Воспитатель. Верно, ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета - осенью получает урожай овощей. Овощи - это плоды растения, его часть. Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли?
Дети. Есть овощи, которые растут и над землёй, и под землёй.
Воспитатель. Овощи, плоды которых находятся в земле, называются корнеплодами.
Дидактическая игра «Вершки-корешки».
Предлагаю детям поиграть в игру «Вершки-корешки». Беру два обруча: желтый и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересекались. Объясняю: в обруч желтого цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета-те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
Воспитатель. Для чего люди выращивают овощи?
Дети. Чтобы употреблять в пищу.
Игра «Винегрет-компот»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что же лежит у меня в корзине. Давайте заглянем в неё! (Овощи и фрукты пластмассовые).
Дети. Вместе лежат и овощи, и фрукты.
Воспитатель. Я предлагаю вам разложить овощи и фрукты в разные вазочки. (Дети делятся на подгруппы и раскладывают овощи и фрукты).
Скажите, что можно приготовить из фруктов? (Сварить компот, сделать фруктовый салат, запечь в духовке, есть с мороженным). Молодцы!
Что можно приготовить из овощей? (Потушить, сварить, сварить борщ, щи, сделать котлеты).
Рассказ воспитателя о пользе некоторых овощей
Воспитатель. Зелёный горошек помогает вашему организму расти, правильно работать сердечку.
В огурцах много воды, полезных веществ, которые успокаивают нервную систему.
Морковь помогает нашим глазам хорошо видеть потому, что в ней находится много витамина А.
Картофель даёт много силы, недаром его называют вторым хлебом.
Свёкла улучшает работу нашего желудка и кишечника.
Лук репчатый содержит сахар, лимонную и яблочную кислоту.
Свежий зелёный лук усиливает аппетит.
Если лук обжарить на сливочном масле, то он помогает больному избавиться от кашля.
Дидактическая игра с мячом «Лови – бросай, сразу отвечай»
-Какие витамины содержатся в моркови?
-Какой овощ в народе называют вторым хлебом?
-Какой овощ используют как лекарство от кашля?
-Какой овощ помогает глазкам лучше видеть?
-Какой овощ помогает правильно работать нашему сердечку?
Молодцы! Вы всё запомнили. Употребляйте как можно больше овощей и будьте здоровы.
Воспитатель. Запомним, дети: овощи и фрукты - полезные продукты.
Воспитатель. Любое дело, ребята, имеет начало и конец. И наше путешествие по «Овощной стране» закончилось. Вам оно понравилось? Я думаю, что мы не раз с вами будем в неё возвращаться. Но пришло время возвращаться в нашу группу, через волшебные ворота.
Дети с закрытыми глазами подходят к воротам.
Пропускаю тех детей, которые на вкус определили предложенный им овощ.
Если ребёнок не узнал овощ – попытка повторяется