РИММА РЕИМБАЕВА
«Мы правнуки твои, Победа». Сценарий 9 мая на русском и осетинском языке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать детей в нравственно- патриотическом духе; закреплять их знания о том, как наш народ защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи: продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы. Обогащать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, воспитывать любовь к Родине,
уважение к ветеранам. Развивать музыкальные способности детей, продолжать развивать умение слушать музыкальные произведения патриотического характера.
Предварительная работа: Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне. Проведение образовательной деятельности, выставок. Прослушивание музыкальных произведений военной — патриотической тематике. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников, обелисков воинам.
Воспитательные:
— Воспитывать уважение к памяти воинов — победителей, к традиции преемственности поколений;
— Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
— Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Материалы к занятию: аудиозаписи музыкального сопровождения
«Прощание славянки» (Василий Иванович Агапкин, «Темная ночь» (композитор Никита Богословский и поэт Владимир Агатов). Песня «Семь журавлей» (автор Цалагова, «Журавли» (Композитор Я. Френкель,слова Р. Гамзатова)
«Майский вальс» (Автор слов - Михаил Ясень, Музыка - Игорь Лученок). Фотографии,презентация, письмо-треугольник, воздушный шар, разноцветные шары.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под песню «Прощание славянки» (на осетинском языке)
(На фоне музыки звучат слова ведущих)
Музыкальный руководитель:
Ребята, на гостей все посмотрите.
Здравствуйте вы им скажите
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
А теперь к нам все повернитесь.
Музыкальный руководитель: Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника-дня Победы над фашистской Германией. 76 лет наша страна не видела ужасов войны. 76 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов.
Педагог осетинского языка : - Немыцаг фашистт н Райгуыр н б ст м рбабырстой, м ад м растадысты й бахъахъхъ нынм. Н лгойм гт х стм ацыдысты. Сылгойм гт, з р дт м сыв лл тт та баззадысты. Уыдон салд тт н ххуыс кодтой, куыстой быдырты, фабрик ты м заводты. У р сейы м н Ирыстоны д р ах м бинонт бир н й, х стон к й х дзар й н ацыд; бир ад м ф мард х сты, нал сызд хтысты с райгуыр н къонат м.
На стене фотомонтаж посвященная войне.
Музыкальный руководитель:
Вам,герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные,
посвящается! (пауза)
Педагог осетинского языка : Сымах н,Фыдыб ст йы Стыр Х сты номысджын ветерант н,фидар чи ф л ууыд м чи ф у лахиз!
Минута молчания.
Стук в дверь
Музыкальный руководитель: Кто-то ещё к нам в гости спешит, пойду, открою дверь и посмотрю.
«Влетает» гелиевый шарик, голубь к нему привязан треугольный конверт конверт. (9 мая)
Музыкальный руководитель: Это кто к нам пожаловал? Да это шарик. Ребята этот шарик необычный, шарик – почтальон. Принёс конвертик небольшой. Посмотрите, какой он необычной формы? Какой? (Треугольный)
— Ребята, а вы знаете, что такие конверты отправляли своим родным солдаты во время войны. И это было очень давно, 76 лет назад. Значит, это письмо из прошлого.
Кубалова Дзера нам расскажет о самом главном празднике.
Ребенок: Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
И красавицу осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.
Но есть праздник один – самый главный …
И его нам приносит весна.
День победы – торжественный, славный,
Не забыть нам его никогда.
9 мая праздник отмечаем
Жить в мире и дружбе всем детям желаем.
Музыкальный руководитель: Ребята, может, из вас кто-то слышал, знает, что это за праздник – День Победы! (ответы детей).
День Победы — это день в честь тех, кто погиб на войне.
Это парад в честь ветеранов
Это праздничный салют
Это значит – нет войны.
Мы чтим память погибших на войне людей
Педагог осетинского языка : Карз х ст райдыдта… Арвау ныцц лхъ кодта тохы фыццаг г рах…
Карз х ст райдыдта… ныфф йлыдта дидин гджын зад к рд г, ацагъта й р сугъд къуырфыт райсомы ртах, рхуыссыд з ххыл, ст й сыстад м ныгуылынм акъул.
Педагог осетинского языка : Фыдыб ст йы с рв лтау, залиаг калмы хъ л с й дзылл йы с рибар байсынм Ирыстон й ацыди стай цыппар мин ад ймаджы. (84 000)
Уыдон й цыппор рт мин й фылд р нал разд хтысты х сты быд р й. (43 000)
З ххыл цы стырд р тох рцыд.
Гъе уым ирон туг д р ныккалд.
Музыкальный руководитель:Кровожадным чудовищем из осетинских легенд изобразил фашисткую Германию поэт Хазби Калоев. Ему было 22 года, когда он погиб на войне.
Ребенок:
Кард
У д нафоны цыдысты х стм,
Б ст уыд ф лладхуыз м тар.
Мад й фырт н разтыргъы ф дз хста:
«Ма ныууадз дз гъ л д фыды кард.
Уый дын тох й рарвыста л вар н…
Рызт й у л хъарм туджы ртах…
з д уыл, м хур, м з рд дарын,
Ды у лахиз й к й разд хдзын тагъд».
Р ст г уади, р ст г маргъау тахти,
м ракалд бутъыро б лас…
М н рудзынгыл й урс с р мад руагъта,
Ф зы даргъив зт ф ндагм каст.
м чид р бадзуры: «вгъау уыд…
Ф л кад… н видиг кад…
Рухсаг у д, на, д фырт, рхауди,
м рарвыста м н н й кард».
Вальс «Весна 45 года»
Слайд «Эльхотовские ворота»
Музыкальный руководитель:В сентябре фашисты дошли до Арджинарага. Так называется проход между Сунженским и Малокабардинскими хребтами. Арджинараг – северные ворота на осетинскую равнину. По–русски это место называют «Эльхотовские ворота».
Педагог осетинского языка: Цы хуызы ар зт у цыртдз в н, цы уын м? (з ронд ныййар г мад с ркъул й л ууы айн г къ дз хы р бын. Й с рм та у ларвы т хынц авд хърихъуппы)
- Чи сты уыцы хърихъуппыт, к й вдисынц? (уыдон вдисынц Г зд нты авд фсым ры, к цыт хъ батыр й ф мард сты х сты быдыры)
- Г зд нты ныййар г й у лдай ма Ирыстоны тынг бир мад лт нал федтой с хъ булты. Иу х дзар й иу ацыдысты цыпп ргай, ф ндзгай, хс згай, вдгай фсым р й, м иу с иу д р нал с мб лд й райгуыр н къонайыл.
Нырта байхъус м скъуыдзагм «Плиты Гриса фыст баллад
«Авд цухъа»- м.
АВД ЦУХЪАЙЫ
Плиты Грис
Баллад
Арф Куырттаты комы дуарыл
Саргъ й хъ уг рон рхиз, —
Къулыл иу нылл г х дзары
Ауыгъд авд цухъайы ис,
м уыдон раз с ркъул й
Ал уу иучысыл нцад:
Уым ц ринаг авд хъ бул й
Баззад афтид й с мад.
Хъ уы у лм рдты д р авд и
Ног конд инг нт р гъ й,
Ф л инг нт д р афтид,
Цухъаты д р удт н й.
Мад с иу н д р й фыртт й
Нал рл гъз к ндз н й с р,
Ф л се с фтыл б лвырд й
З рд не ’уу нды у дд р.
м ныр цыма й цуры
Йе ’гас авд фырты уыны,
Уыйау цухъатим дзуры,
Сабыр буст сын к ны:
«У, м рогбазыр ц рг ст,
з у ныййар г куы д н, —
Иун г у й хабар х ст й
У д куыд н з гъы м н н?.
К д къуырий н д р й бонт
Мах фыд н н фесты авд?
Авд хъ булы мын х стонт й
Бонгай х ст куы ф ци давд.»
Песня «Семь журавлей»
Музыкальный руководитель: Какими качествами должен обладать
солдат?
Сейчас мы встанем в круг и, передавая звезду по кругу, будем называть качества солдата.
Ответы детей:Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, любит Родину, хитрый, мужественный, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, героический, могучий
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны солдатам, чтобы победить любого врага.
Музыкальный руководитель: Закончилась война, Победа! И давайте мы с вами сыграем игру «Салют». Сейчас мы проверим вашу внимательность. Сейчас мы раздадим Вам шары, у каждого будет свой цвет, будет звучать музыка. пока она звучит вы маршируете, или выполняете движения под музыку, но когда музыка остановится, Я скажу «Салют зажгись, быстрей соберись!» ,а вы должны будете подойти к ведущему который держит цвет вашего шарика. Понятна игра? Ну что проверим вашу внимательность и сноровку? Ну тогда начнем.
Игра «Салют»
Всем присутствующим детям раздают шары трёх цветов. Звучит музыка, дети импровизированно танцуют под музыку, перемещаясь по всему зал врассыпную. Трое ведущих держат в руках шары одного из трёх цветов, останавливаются в разных концах зала. Музыка останавливается.
Музыкальный руководитель: «Салют зажгись, быстрей соберись!»
Дети подбегают к ведущему, у которого шары такого же цвета.
Музыкальный руководитель: Празднику Победы дружно крикнем все: «Ура!»
Дети поднимают руки вверх, около своего ведущего, машут шарами
«Ура». Игра повторяется несколько раз, при этом, ведущие всегда
меняются лентами и меняют своё месторасположение в зале.
Дети должны быстро найти своего ведущего по цвету шарика.
Музыкальный руководитель:
А солдатом чтобы стать
Нужно многое узнать:
— чётко всем маршировать,
— строевые песни знать,
— быть проворным и умелым,
— очень ловким, очень смелым.
Музыкальный руководитель: Кто из вас шагает в ряд? Наш защитников
Дети: Отряд.
Марш «Прощание славянки» /Выходят дети в пилотках, с макетами автоматов/.
Музыкальный руководитель: Вот с таким боевым духом отправлялись солдаты на войну. Но случались и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, написать письмо — пожелание и спеть песню.
Звучит военная песня «Темная ночь» /Садятся у костра, пишут письма и подпевают песню под плюс/на осетинском языке/
Музыкальный руководитель: Ребята, Голуби считались священными птицами и вестниками. Их и называли крылатые почтальоны. Во время Великой Отечественной войны голуби помогали людям как связисты. Давайте и мы с вами попробуем отправить свои письма-пожелания с помощью крылатых почтальонов.
Песня про голубя. Дети берут голубей в руки, кладут в него письма-треугольнички
Музыкальный руководитель: Я думаю, наши голуби, доставят письма
по адресу.
Ребята, а можно у вас узнать, пока мы не отпустили голубей -какие пожелания вы писали в своих коротких письмах? /ответы/.
Мы хотим чтоб был МИР!
Я думаю, что ваши все пожелания исполнятся. Отпускайте своих голубей
на волю.
Музыкальный руководитель: Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Мы все должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за Великую Победу! Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне!
МЫ ПОМНИМ,МЫ ГОРДИМСЯ!
Музыкальный руководитель: Ребята,Посмотрите что это за коробочка?
Он хранит свой секрет. А вам интересно, какой?/ответы/. Тогда давайте произнесём волшебные слова для того, чтобы открылась наша коробочка.
А слова особенные,Миру Мир (дети произносят слова, педагог осетинского языка открывает коробочку, а там подарочки,их раздают детям)
Музыкальный руководитель: Ребята подойдите, пожалуйста ко мне, давайте станем с вами кружок и возьмемся за руки. Мне очень понравилась наша встреча, мне понравилось с вами беседовать, вспомнить такой замечательный и значимый для нашей страны праздник. Скажите, а вам понравилась наша встреча? Всего вам доброго. До свидания.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.