Нифантова Дарья
Методические материалы по аппликации: теоретический аспект
▼ Скачать + Заказать документы
В данный сборник включены материалы по теме аппликация.
Разработка представляет собой сборник теоретических аспектов продуктивного вида деятельности аппликация
Материалы сборника предназначены для педагогических работников в области учебно-воспитательной работы, воспитателей, студенческого и ученического актива, студентами, обучающимися по специальности “Дошкольное образование”.
Пояснительная записка
Публикация «Методические материалы по аппликации: теоретический аспект» размещена в разделах
Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь нашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей мы можем сделать. Творим, дерзаем, включаем воображение!
Ребёнок должен находиться в состоянии успеха, чувствовать свою значимость, поддержку педагога, детей. Развивать творческие способности, быть в состоянии радости, уверенным в том, что все будет хорошо, все у него получится, пусть не сейчас, но в следующий раз обязательно.
Методы и приемы данного сборника направлены на развитие детей. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления аппликации, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать аппликацию, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы. При этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Развивает пространственное воображение – учит читать технологические карты, по которым делаем аппликацию. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Для выразительности позиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом, что требует изменения величины фигур. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, аппликация способствует развитию личности ребенка и его всестороннему развитию.
Аппликация как вид детского конструктивного творчества.
Конструктивное творчество, как и любой вид творчества, направлен на развитие у детей мышления, воображения, а также овладение детьми произвольности (умение ставить цель и добиваться её) самостоятельностью и свободы поведения выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определения собственной задачи, и способов её решения. Любой вид конструктивного творчества основан на «детском экспериментировании».
Аппликация является одним из видов детского конструктивного творчества.
Аппликация – это способ создания художественного изображения из различных форм, фигур, вырезанных из какого – либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Детская аппликация – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала) с помощью различных приёмов и техник (присоединение, наклеивание, выщипывания, обрывания) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов.
Обследование – это организованный взрослыми процесс восприятия предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы необходимо рассмотреть, а самое главное ощупать.
Наиболее интересной и доступной для детей является аппликация из бумаги,ярких расцветок.
У детей, имеющих отставание в развитии, всегда нарушена тонкая координация рук, поэтому самостоятельно пользоваться ножницами они не могут, все заготовки для аппликаций готовятся специалистами или родителями. Также бумагу можно просто рвать на мелкие кусочки, что доставляет детям огромную радость оттого, что они это делают самостоятельно, это улучшает мелкую моторику, увеличивает силу мышц кисти, улучшает координацию пальцев рук, формирует захваты пальцев. Затем эти кусочки дети окунают в клей и наклеивают на лист бумаги.
Виды аппликаций
По используемым материалам :
Аппликация из бумаги и картона - это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги. Основа для аппликации подбирается в зависимости от цвета изображения. Чаще всего используется цветной картон или плотная бумага, так же можно использовать бархатную бумагу.
Аппликация из природных материалов - это аппликация, в которой используются материалы растительного и животного происхождения, а также минерального.
Даша Иванова, 6 лет «Павлин»
Мистюков Егор 7 лет «Аквариум»
Аппликация из бросового материала - это аппликация, в которой используются полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты,, деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки, резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос, перчатки, а так же металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки) материалы.
Минеева Ксения, 5 лет «Дерево желаний»
Бахарев Сергей, 6 лет «В деревне у бабушки»
Аппликация из ткани и сукна – это аппликация, в которой используется различные виды тканей: хлопковые, вата, ватин, синтетические, шерстяные, шёлковые, пряжа, сукно, войлок, нитки.
Щитова Оля, 5 лет «Золотая рыбка»
По содержанию:
Реалистичная аппликация – это аппликация сюжет, который содержит взятый из жизни.
Миронова Маша, 6 лет «Золотая осень»
Стилизованная аппликация, представляющая собою продукт стилизации, намеренно подражающий характерным чертам какого-нибудь стиля.
Сушинских Виктория, 5 лет «Волшебные ёжики»
Абстрактная аппликация представляет собой создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Щипачёва Ульяна, 4 года «Водоросли»
По характеру:
Декоративная аппликация
Это наиболее простая и доступная техника, даже малыши с ней справляются. Поверхность каждого материала своеобразна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры из разных материалов, ребенок учится объединять различные формы и цвета, декоративно преобразовывать формы по законам ритма и симметрии.
Для декоративной аппликации характерны ленточная и центрально-лучевая композиции.
В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или по вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально - лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента.
В центрально - лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д. р.).
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. Васильева Дарья, 7 лет «Подсолнухи»
Курочкина Вика, 7 лет «Блюдце»
Предметная аппликация
Для предметной аппликации лучше всего отобрать материал, который представлен большой формой. Хорошо использовать листья разных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба, клена, вяза, осины, каштана. Форма этих листьев отличается отчетливой конфигурацией, которую нужно обыграть.
Последовательность работы: выбирается большой лист и закрепляется на основном фоне, а затем располагаются более мелкие листья, которые передают характерные особенности изображаемого предмета. Например, форма листа дуба напоминает причудливую фигуру человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза, и у человечка появится голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то выйдет туловище рыбы, а плавники ей можно сделать из маленьких листочков тополя.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цвета, грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д. Зайцев Роман, 4 года «Дом волшебника»
Сюжетная аппликация
Занятие сюжетной аппликацией начинается со второй младшей группы. Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом «Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке». При этом перед ребё нком становятся следующие задачи:
- вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
- передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску.
- расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно - тематических аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по - разному дети отображают тему «Осень».
Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края». Кротов Денис, 7 лет «Зимние забавы»
По форме
Плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней, занятия такого вида аппликаций начинаются со второй младшей группы). Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей.
Сергеев Влад, 5 лет «Лебедь»
Полуобъемная (аппликационный образ выполняется на плоскости, его детали выступают над поверхностью). Занятия такого вида аппликаций начинаются со второй младшей группы. Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей.
Анохина Татьяна, 7 лет «Дракон»
Приёмы аппликаций и их характеристика :
Сгибание-это приём, в котором одну сторону бумаги сгибают с другой.
Сминание – это приём аппликации, в котором лист бумаги сминается.
Сложение - это многократное сгибание бумаги.
Выгибание – это прием аппликации, при котором бумага выгибается с помощью пальцев рук.
Выщипывание- это когда, от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых потом составляется либо фон для работы, либо, отдельный образ.
Обрывание – это приём, когда на лист бумаги наноситься контур, который потом освобождается от лишнего фона путём многократных, аккуратных надрывов.
Накручивание-это прим с использованием какой-либо основы.
Скручивание – это многократное накручивание, позволяющее получить многозвенную спираль.
Надрезание-это приём, который выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе.
Разрезание – приём который, используется для того, чтобы получить из одного листа бумаги две части.
Вырезывание – это приём, в котором используются ножницы, для приготовления детали любой формы.
Наклеивание – это присоединение деталей к основе с помощью клея.
Приклеивание –это соединение деталей друг с другом с помощью клея.
Присоединение – это соединение деталей с помощью дополнительных материалов : глины, пластилина, воска.
Пришивание – это присоединение детали с помощью ниток и иголки.
Материалы, инструменты и приспособления
Бумага
Это основной материал для выполнения аппликаций. В наборах цветной бумаги часто встречаются красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный цвета. Реже встречаются такие цвета как: розовый, бордовый, голубой, оранжевый и др. Надо учитывать, что в одних наборах цвета яркие, сочные, насыщенные, в других – тусклые, мрачные, много “грязных” оттенков. Хорошо получаются аппликации из бархатной бумаги, но при работе с ней, необходимо помнить, что её надо склеивать в несколько слоёв.
-белая и цветная (двусторонняя и односторонняя);
-писчая;
-чертежно-рисовальная;
-калька;
-глянцевая;
-гофрированная;
-самоклеющаяся;
-тонированная;
-фольга, обертки от конфет и шоколадок;
-газетная;
-обойная;
-книго-журнальная;
-салфетки;
-обложечно-упаковочная, оберточная.
Картон
-белый и цветной картон разной плотности;
-гофрированный картон;
-прессованный картон.
Отличными качествами обладает тонкий, глянцевый картон, который можно легко сгибать, вырезать, клеить.
Карандаш
При выполнении эскизов применяют карандаш средней твёрдости. Работают только правильно заточенным карандашом.
Резинка
Для работы выбирают мягкую резинку.
Ножницы
Для вырезания бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы с закругленными концами. Удобно и аккуратно можно вырезать ножницами размером от оси до закругления 60-80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте.
Клей
Большое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА.
Шаблон
Для его изготовления контур необходимой детали рисуют на тонком картоне и вырезают точно по линии карандаша. При обводке шаблона грифель карандаша плотно прижимают к краю шаблона, помня, что при обводке ошибка может достигнуть 2–3 мм и сильно изменить силуэт. Кисточки для клея (тонкие и крупные, широкие или плоские, подставки под кисточку, губки, клеёнка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки, вспомогательные материалы (глина, пластилин, воск).
Природные материалы :
- растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора)
- животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья)
-минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина)
Бросовый материал :
- полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты)
-деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки)
-резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос, перчатки)
-металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки)
Техника безопасности при работе с аппликацией в ДОУ
1. Во время работы бать внимательными и аккуратными.
2. Быть осторожным с колющими и режущими инструментами, шилом. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.
3. Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.
4. Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.
5. Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.
6. Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.
7. Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам
8. Не вытирать глаза грязными руками.
Методы и приемы обучение детей аппликации (по возрастным группам).
Младшая группа
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.
В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.
До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы.
На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.
Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.
Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям.
Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов, которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей.
На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.
В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.