Юлия Андросова
Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро встает проблема проектирования развивающей среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.
Публикация «Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Согласно ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО».
При проектировании развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы: (по материалам ФГАУ «ФИРО»)
1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
• провоцируют ребенка на агрессивные действия;
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным, роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам развивающей среды.
3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Рассмотрим психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада.
Проектируя развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОУ, педагоги должны руководствоваться психологическими особенностями дошкольников, поскольку здесь имеется ряд важных моментов, на которые педагог обязан обращать внимание. Это так называемые новообразования возраста. Д. Б. Эльконин в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.
2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.
3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.
4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.
5. Возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Развивающая среда групповой комнаты детского сада должна способствовать:
- своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т. д. ;
- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- должна быть организована в соответствии с основными принципами дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости закрытости, стабильности динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В. А. Петровский);
- учитывать индивидуальные социально психологические особенности ребенка, обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагать условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);
- учитывать особенности эмоционально личностного развития ребенка и предполагать «зоны приватности» – специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, информационные доски «Дерево настроения», «Мы уникальны и талантливы», «Ромашка добрых дел», дидактические игры, зеркала и др. ;
- учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивать его право на свободу выбора;
- учитывать возрастные и полоролевые особенности детей.
Анализируя принципы развивающей предметно-пространственной среды, представленные в ФГОС ДО, можем отметить наличие психологической основы в их содержании. Рассмотрим некоторые из них:
-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;
-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;
принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах. Один из аспектов : открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;
-принцип учета половых и возрастных различий детей – реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.
Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
В качестве фактора негативного воздействия можем отметить игровую продукцию – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для психического развития.
Выделим объективные показатели негативного влияния:
• сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
• провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;
• чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
• формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
• снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
• тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр. ;
• культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.
Подводя итоги, можем сказать, что проектирование развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности – их психологических особенностей. Т. е. подтверждается факт важности и необходимости учета психологического аспекта при построении развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты детского сада.