МААМ-картинки

Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада

Юлия Андросова
Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время остро встает проблема проектирования развивающей среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно- ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Публикация «Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО: «Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой программы Организации (группы) образовательное оборудование, мебель и др., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.3.) «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО».

При проектировании развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы: (по материалам ФГАУ «ФИРО»)

1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным, роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам развивающей среды.

3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

4. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Рассмотрим психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада.

Проектируя развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОУ, педагоги должны руководствоваться психологическими особенностями дошкольников, поскольку здесь имеется ряд важных моментов, на которые педагог обязан обращать внимание. Это так называемые новообразования возраста. Д. Б. Эльконин в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением.

5. Возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Развивающая среда групповой комнаты детского сада должна способствовать:

- своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т. д. ;

- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

- должна быть организована в соответствии с основными принципами дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости закрытости, стабильности динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В. А. Петровский);

- учитывать индивидуальные социально психологические особенности ребенка, обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагать условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

- учитывать особенности эмоционально личностного развития ребенка и предполагать «зоны приватности» – специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, информационные доски «Дерево настроения», «Мы уникальны и талантливы», «Ромашка добрых дел», дидактические игры, зеркала и др. ;

- учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивать его право на свободу выбора;

- учитывать возрастные и полоролевые особенности детей.

Анализируя принципы развивающей предметно-пространственной среды, представленные в ФГОС ДО, можем отметить наличие психологической основы в их содержании. Рассмотрим некоторые из них:

-принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;

-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;

-принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;

принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах. Один из аспектов : открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

-принцип учета половых и возрастных различий детей – реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

В качестве фактора негативного воздействия можем отметить игровую продукцию – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для психического развития.

Выделим объективные показатели негативного влияния:

• сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

• провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

• чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

• формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

• снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

• тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения» : придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр. ;

• культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Подводя итоги, можем сказать, что проектирование развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности – их психологических особенностей. Т. е. подтверждается факт важности и необходимости учета психологического аспекта при построении развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты детского сада.

Публикации по теме:

Проектирование предметно-развивающей среды детского сада в контексте программы «Детство» Непременным условием построения предметно - развивающей среды (далее ПРС) в детском саду мы считаем опору на личностно - ориентированную.

Оформление приемной и групповой комнаты «Осень в гости к нам пришла»Оформление приемной и групповой комнаты «Осень в гости к нам пришла» Оформление приемной и групповой комнаты «Осень в гости к нам пришла» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию способ по оформлению группы,.

Оформление групповой комнатыОформление групповой комнаты Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются.

Оформление групповой комнаты к празднику 8 мартаОформление групповой комнаты к празднику 8 марта Вверху на леске -солнышко. Его мы делали с детьми на занятии по аппликации "Солнышко смеется"Улыбающееся личико солнышка, я сделала сама,.

Оформление групповой комнаты «Пришла весна»Оформление групповой комнаты «Пришла весна» "Пришла весна" Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если.

Оформление групповой комнаты в стиле «Белоснежка и семь гномов»Оформление групповой комнаты в стиле «Белоснежка и семь гномов» Оформление групповой комнаты в стиле "Белоснежка и семь гномов". Во второй младшей группе под названием Гномики, появилась необходимость.

Презентация: «Организация предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе детского сада» Презентация: "Организация предметно - пространственной развивающей среды в подготовительной группе МАДОУ детский сад № 52 " (2018 г.)..

Презентация «Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада» Презентация Зоны театрализации предметно-развивающей среды детского сада Цель: повышение творческих способностей ребенка-дошкольника. Задачи:.

Психологический аспект подготовки ребёнка к школе Многие родители пребывают в твёрдой уверенности, что задания для детей 6-7 лет по подготовке к школе – сущий пустяк и что ребёнок способен.

Содержание предметно-развивающей среды в группе детского садаСодержание предметно-развивающей среды в группе детского сада Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический аспект проектирования развивающей среды групповой комнаты детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Андросова (УИ 907603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД