Рудакова Екатерина
Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоциональное выгорание как психологическая проблема
Публикация «Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Для оказания практической помощи при наличии у работников синдрома профессионального выгорания важно изначально знать, что это – психологическая, социальная или медицинская проблема. Для ее решения необходимо исследовать как социальные факторы, так и психологическое состояние проблемы. В задачи настоящей работы входит решение вопросов, связанных с психологическим обоснованием развития эмоционального и профессионального выгорания. Для этого необходимо выявить личностные и субъектные факторы, способствующие или препятствующие развитию синдрома выгорания.
При исследовании синдрома выгорания как психологической проблемы следует особое внимание обратить на содержание понятий: «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «эмоциональное перегорание» и др. В настоящее время в научной психологической литературе наиболее часто используются понятия синдром выгорания, эмоциональное выгорание и профессиональное выгорание. В дальнейшем будут использоваться именно эти понятия. По всей видимости, ситуация с терминологией может измениться, если в исследовании синдрома выгорания в качестве методологического подхода будут использованы общепсихологические категории: категория личности, категория субъекта, категория деятельности, категория общения. Более полувека назад трудно было представить суждения ученых о негативном влияниидеятельности на формирование личностных качеств специалиста и развитие его психологических функций.
Исключением могло быть описание чувства усталости, нередко приятной усталости (например, после физической работы) от успешно выполненной работы. Однако в большинстве исследований чаще употреблялось понятие «утомление», которое имело четкие объективные физиологические характеристики и критерии [2;4; 8].
В то же время при разработке теории деятельности и описания ее сущности многими учеными обращалось внимание на описание условий и факторов, которые снижают продуктивность профессиональной деятельности у работников, имеющих большой трудовой стажи и профессиональный опыт.
При оценке многочисленных фактов по этой проблеме приходится сталкиваться с удивительным противоречием: деятельность не только способствуетнакоплению профессионального опыта, личностному и профессиональному развитию специалиста, с одной стороны, и возникающим в результате профессиональной деятельности болезни, с другой.
Такое противоречие не могло остаться незамеченным, мало исследованным и нерешенным. Поэтом в зарубежной и отечественной научной литературе появилось множество психологических и медицинских публикаций, освещавших новую для того времени проблему.
Знание условий и факторов, приводящих (этиологических и сопутствующих) к развитию такого синдрома или болезни, в разных профессиях является необходимым и значимым для понимания его сущности, разработки и внедрения профилактических и коррекционных методов, приемов, технологий для преодоления этого синдрома. В медицинской практике появилось направление – профессиональные болезни, а в психологической – синдром выгорания. Назначение таких технологий состояло в ликвидации негативного влияния трудовой, профессиональной деятельности и их последствий, с целью повышения качества выполнения профессиональной деятельности и сохранения здоровья специалиста. Проблема эмоционального и профессионального выгорания предполагает проведение научного анализа и раскрытия причин этих двух единых, но имеющих свою специфику процессов.
На сегодняшний день модным психологическим и медицинским диагнозом, характеризующим здоровье работающего человека, является синдром эмоционального выгорания, который если суммировать симптоматику у различных авторов [6; 8; 19; 27; 35;48], насчитывает более 100 симптомов.
Нередко в научной литературе употребляется еще один термин – «профессиональное выгорание». Разнообразие симптомов и различная этиология этих понятий не позволяет их считать равноценными и тождественными. Большинство отечественных и зарубежных исследователей придерживаются мнения, что эмоциональное выгорание – это личностная, психологическая деформация под влиянием постоянных стрессов [6;35; 48]. Оно является одним из критических последствий современного постиндустриального общества, которое сопровождается повышением активности ряда факторов, влияющих на риски выгорания. К ним относя: статусно-ролевые, личностные и профессионально организационные факторы.
Профессиональное выгорание представляет собой также форму деформации личности, но развитие, которой протекает стрессов, возникающих в конкретной профессиональной деятельности [6; 33; 48].
Профессиональное выгорание более узкое понятие и во многом зависит от условий профессиональной деятельности.
Впервые на синдром выгорания обратили внимание психиатры. Согласно их толкованию, слово «эмоциональное» касается личной жизни, душевного неблагополучия и одновременно физического недомогания.
Согласно нашим представлениям, для более глубокого и содержательного понимания «эмоционального», «профессионального выгорания», этиологии их происхождения, патогенеза (развития, адекватного использования психотерапевтических и психокоррекционных процедур, противостоящих эмоциональному и профессиональному выгоранию следует эти феномены оценивать, учитывая общепсихологические категории: личность, субъект, деятельность и общение.
В нашем понимании общепсихологические категории должны выступать как методологические основания при исследовании этой проблемы.