Анна Боярко
Сборник логопедических игр по финансовой грамотности, способствующих речевому развитию для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА «Помоги закончи»
Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом).
Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ).
Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть огород, не покупать лишнего и вредного).
Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь).
Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать).
ИГРА «РАЗЛОЖИ ТОВАР»
Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания детей о разновидности торговых объектов, расширять словарный запас.
Ход игры.
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Задание 1.
Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены под общим назначением.
Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.
Задание 2.
Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, что можно купить в «Гастрономе», «Детском мире», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.
ИГРА «Роскошь или необходимость»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Ход игры.
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши.
Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи, возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей.
Например: машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
ИГРА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»
Цель: развивать речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры. Взрослый произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.
Например: Брат приобрел… лекарства (тетради, книги, фрукты, игрушку, конфеты).
В каком магазине бабушка может купить продукты. (хлеб, молоко, курицу, йогурт).
ИГРА «ОТ КУДА ПОСТУПИЛ ТОВАР?»
Цель: закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Ход игры.
Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства.
Например, мебель- продукция мебельного комбината, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.
Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.
ИГРА «КТО ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ?»
Цель: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий; воспитывать уважение к профессии взрослых; развивать интерес к людям разных профессий.
Ход игры: Ребенок берёт картинку с изображением человека определенной профессии и говорит, чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины, пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты) и т. д.
ИГРА «ЧТО КОМУ НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»
Цель: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Ход игры. Ведущий (педагог или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.). Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. Материалы: иллюстративный материал на тему «Труд людей на селе», предметные картинки, кристаллы для награждения.
ИГРА «ИГРАЕМ ИЛИ РАБОТАЕМ?»
Цель: закреплять представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой). Материалы: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Ход игры: У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д., устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
ИГРА «МАГАЗИН ИГРУШЕК»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость, развиваем речь.
Материалы: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Ход игры.
Чтобы купить понравившуюся игрушку, ребенок должен описать игрушку, называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т. д., место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
ИГРА «СТЕЛЛАЖИ В МАГАЗИНЕ ДЛЯ ТОВАРА»
Цель:закрепить понятие «категория товара». Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры: ребенку предлагается роль «продавца» и ему необходимо разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. (кондитерские изделия, молочная продукция и т. д.) Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.
ИГРА «НАЗОВИ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал: подбор слов антонимов (раскладывать., дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т. д.)
Ход игры: Взрослый называет слово, а ребенок называет противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок. Вместо фишек, можно использовать монеты.
ИГРА «ПОХОД В МАГАЗИН»
Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры
Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6, отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой сумкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.
Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенных на них.
Задание 2. Составить рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.
ИГРА «РАССКАЖИ- ПРИДУМАЙ»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально, использовать вещи, бывшие в употреблении.
Ход игры
Детей распределяют на две команды. Взрослый называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.