Галина Захарова
Сборник игр по гендерному воспитанию «Мальчишки и девчонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник игр по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки"
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.
Публикация «Сборник игр по гендерному воспитанию „Мальчишки и девчонки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
Проведение игр по гендерному воспитанию в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
В сборнике представлены игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
"Волшебный цветок"
1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
«Волшебный цветок»
(со второй младшей группы).
2 вариант
«Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
«Кто я в семье?"
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
(со второй младшей группы)
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.
Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
как ты отблагодаришь человека за помощь?
как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
что нужно говорить при встрече с человеком?
что нужно говорить всем, уходя домой?
что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т. д. Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
«Пожелания»
(со второй младшей группы).
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания:
«Я желаю тебе….»
" Ушки на макушке"
(со второй младшей группы).
Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки.
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы»
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
«Смайлик"
(со второй младшей группы).
Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).
Материал: Большой круг из картона, Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.
Ход игры:
Детям предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.
-Смайлик увидел друзей.
-Смайлик заболел.
-Смайлик сердится.
-Смайлик поет песенку и т. д.
Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.
«Собираемся в гости».
Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.
Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.
Остальные дети наблюдают за своими друзьями.
Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?
Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.
Средняя группа
«Дом добрых дел»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»
Цель: Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда, закреплять умение узнавать и называть одежду (шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).
Материал: на столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д.)
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.
«Где, чья работа?»
Цель: Подвести детей к тому, что их могут использовать и папы и мамы, когда они помогают друг другу.
Материал: Картинки с предметами (рулетка, пылесос, игла, ножницы, молоток, поварешка, сковородка и т. п.)
Ход игры: посмотреть на предмет и сказать, кто с этим предметом работает: мамы или папы.
Игра «Наши прически»
Цель. : Сформировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение. Находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек
Ход игры: На картинках представлены изображения мальчика и девочки. Дети угадывают, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка, обсуждают детали и особенности причесок. Короткая стрижка. Длинная стрижка. Но кто здесь девочка, а где мальчик? После обсуждения детям предлагается организовать «Парикмахерский салон».
Ира – эстафета «Собери игрушки»
На полу лежат игрушки.
Материал: игрушки (машинки, куклы, косметика, конструктор и т. д)
Цель: мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.
Речевая игра «Правда - неправда»
- Правда ли, что мальчики любят носить бантики?
- Правда ли что девочки любят играть в машинки?
- Правда ли, что девочки носят красивые платьица?
- Правда ли, что мальчики любят играть с пистолетами?
- Правда ли, что мальчики любят играть с куклами?
- Правда ли, что девочки очень ласковые и добрые?
-Правда ли, что мальчики смелые и сильные?
-Правда ли, что девочки любят играть солдатиками и роботами?
Дидактические игры «Кто что носит?».
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.
Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.
Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно. Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.
Старший дошкольный возраст
«Мы - разные»
Дети вместе с педагогом встают в круг. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы : Кто из мальчиков самый высокий? Кто из девочек самая высокая? Кто из детей низкого роста? У кого самые темные (светлые, вьющиеся, кучерявые и т. д. волосы) Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза? У кого на голове есть бант (два банта, заколки, резинки, обручи) Кто носит платья, сарафаны, юбки? У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет? Какую обувь носят девочки (мальчики) Какие украшения носят девочки (мальчики) В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Все люди отличаются друг от друга.
«Предмет-мужчина, предмет-женщина»
Задание: Рассмотреть предмет (зонтик, вешалка, стул, звонок, сумка). Представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной, и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.
«Игра «Взаимное доверие»
Сначала мальчики должны провести девочек через препятствия (у девочек завязаны глаза). Мальчик ведет девочку за руку и объясняет ей, как и куда идти, перешагивать и т. п. Молодцы, мальчики, настоящие рыцари. Как, ты себя чувствовала, когда глаза были завязаны? Вел ли тебя мальчик бережно, уверенно? А как ты ощущал себя, когда вел девочку? Молодцы, вы доверяете друг другу – это хорошее качество.
«Сказка наоборот».
Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности.
Задание: Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев мужского пола (Карлсон, Буратино, Кощей бессмертный, Карабас-Барабас, Незнайка, Иван-царевич, братец Иванушка и т. п.) изображают девочки. А героинь женского пола (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Сестрица Аленушка, Дюймовочка, Золушка, Мальвина и т. п.) - мальчики.
Имитационные игры
Цель:Расширять чувственный опыт детей, развивать умение детей входить в образ, выполнять имитационные действия.
«Обиженная девочка»
Задание. Выразить эмоцию обиды. У остальных детей эмоцию сочувствия, желание помочь.
«Удивленный мальчик»
Задание. Выразить эмоцию удивления.
«Любящие родители»
Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.
«Бездомный котенок»
Задание. Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
«Разъяренная медведица»
Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
«Охота Бабы Яги»
Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.
Состязательная игры
«Рыцарский турнир»
Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту, силе (перетягивание каната, армреслинг, смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок, галантности (приглашение на танец, остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.
«Веселые фанты»
На фантах написаны загадки – обманки - слушайте внимательно и отвечайте, кто это мальчик или девочка? Загадки из мешочка дети достают парами – мальчик-девочка.
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только … (девочки) Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у … (мальчишки) Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только … (мальчики) Болтали час без передышки в цветастых платьицах … (девчонки) При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь … (мальчишки) Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма.
Моделирование жизненно значимых ситуаций
Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.
А. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?
Б. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания? Модель поведения для девочек
А. В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми? Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? Откажешься?
"Я и моя семья".
Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения. Совместная трудовая деятельность. Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т. д.
Символические игры
«Кто живет в твоем сердце?».
Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т. д., отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия, Метод диалога с самим собой, содержание которого - реальные проблемы; «Мне грустно, потому что,.», «Мне радостно, и я.», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой, то. ,», «Мне бывает страшно, когда.», «Больше всего я люблю.», «Когда вырасту, я. ,», «Когда стану папой (мамой, я.» и т. д.
«Сбор чемодана»
Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах, которые помогают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.
«Мой любимый герой»
Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал. Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно: вхождение в образ посредством мимики: пантомимы.
Игры-драматизации
«Спящая красавица»
Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).
Коммуникативные методы
«Новое имя».
По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени, на пример: Наташа - нежная, надежная, неунывающая; Саша - смелый, сильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня - травинка (тоненькая, хрупкая, нежная, как травинка); Вася - василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша -кошечка (ходит тихо-тихо, совсем неслышно, как кошечка); Саша – солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой). Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает при думать свой вариант характеристики.
«Посмотри в глаза»
Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша, когда вырастет, рассказать об этом.
«Скажи комплимент»
Ход игры. Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное. Примечание, В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам - повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.
«Секретные совещания»
Задание. Собраться мальчикам на «совещание» решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.
Игра «Подарок»
Ход игры. Дети чередуясь (мальчик-девочка, образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят. говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.