Ирина Ошуркова
Сборник дидактических игр по обучению правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста
▼ Скачать
«Слушай и запоминай»
Цели: развитие внимания, памяти у детей, закрепление знаний ПДД.
Оборудование: жезл регулировщика.
Ход игры
Ведущий передает комy-либо из участников игры жезл регулировщика. Игрок при этом должен назвать, любое правило дорожного движения - например, нельзя пере ходить улицу на красный свет и т. д.
Публикация «Сборник дидактических игр по обучению правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Затем ведущий передает жезл следующему участнику, и тот, в свою очередь, называет правило. Важно в этой игре не повториться, не назвать ранее прозвучавшее правило. Тот, кто повторяется, выбывает из игры. Играют до тех пор, пока не останется один победитель, то есть тот, кто знает больше всех правил и ни разу не повторился.
Вместо правил можно называть дорожные знаки.
«Ловкий пешеход»
Цели: развивающая, обучающая игра.
Оборудование: светофор - фанерный ящик с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше диаметра мяча. Резиновый или пластмассовый мячик.
Ход игры
Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный – не пересек улицу - выбываешь из игры. Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.
Игра «Угадай – ка!»
Цель: развитие логического восприятия, обучение азам дорожных правил.
Оборудование: несколько комплектов табличек с дорожными знаками.
Ход игры
Играющие садятся в ряд. Перед каждым играющим лежат таблички с дорожными знаками, причем они перевернуты рисунком вниз. Такой же комплект знаков находится у ведущего.
Ведущий открывает любой из знаков. По команде участники игры должны найти такой же знак среди своих знаков.
Выигрывает тот, кто быстрее найдет знак, а затем правильно назовет его и объяснит его значение.
«Знаки дорожного движения»
Цель: развитие у дошкольников соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения.
Оборудование: два светофора, два комплекта дорожных знаков.
Ход игры
На сцене устанавливаются два светофора. Участники команд выстраиваются в колонну по одному. По команде ведущего учащиеся, которые стоят первыми, подбегают в столу, на котором в две стопки положены дорожные знаки (в стопках должны быть одни и те же знаки). Ведущий дает задание найти тот или иной знак. Учащиеся отыскивают его, показывают, а затем кладут на место и бегут к своим. Если учащийся: показал правильно загаданный ведущим знак, на светофоре его команды зажигается зеленый свет; если -неправильно - то красный. Жюри ставит за зеленый свет одно очко, за красный - ноль. Как только участник подбежал к своей команде, он ударяет по руке второго, игрока, и тот бежит к столу, где дается задание найти другой знак.
Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету и у которой чаще будет загораться зеленый сигнал светофора.
«Красное – зеленое»
Цель: развитие у дошкольников соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения.
Оборудование: два флажка или, круги красного и зеленого цветов, два стула или табурета, два мяча.
Ход игры
Участники игры делятся на две группы. На расстоянии примерно 8 - 10 метров от них встает ведущий лицом, к участникам. Рядом с ведущим устанавливаются два препятствия из стульев или табуретов по одному для каждой команды. В руках ведущий держит красный и зеленый флажки или круги.
Ведущий попеременно поднимает то красный, то зеленый флажки. Если он поднял зеленый, то участники должны, ведя мяч, обежать препятствие, а затем передать мяч другому игроку, который выполняет то же самое. Если, же ведущий поднимает красный флажок, движение прекращается, неважно, на каком этапе был участник.
Побеждает та команда, участники которой верно выполняют все задания первыми, не допустив при этом ни одной ошибки.
«Водители»
Цель: развитие внимательности и проверка знаний правил дорожного движения.
Ход игры
Ведущий предлагает следующие условия игры. Участники представляют себя водителями, которые движутся по шоссе. На пути они видят светофор. Красный свет хода нет. Желтый свет - предупреждение. Зеленый свет - путь открыт, можно продолжать движение.
Ведущий: «Когда я скажу «желтый свет», вы стоите спокойно, поднимаете вверх правую руку и произносите «ш-ш-ш». Если я говорю «зеленый свет», вы должны двигаться по прямой линии, держа в руках воображаемый руль. Если я скажу «красный свет», то вы должны остановиться, поднять обе руки вверх. Я буду вам подсказывать, что делать». Выигрывает тот игрок, :который первым дойдет до ведущего, проигравшие выполняют какие-нибудь задания.
Игра проводится с обманом: ведущий говорит одно, а выполняет совсем другое; Например, говорит «зеленый свет», а сам стоит, подняв обе руки вверх. То есть в этой игре выиграет самый внимательный игрок.
«Перейди улицу»
Цель: развитие у учащихся соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения.
Оборудование: два картонных кружка, один оклеен с одной стороны зеленой бумагой, с другой - красной, второй кружок оклеен с одной стороны красной бумагой, с другой - желтой.
Ход игры
Участники игры делятся на две команды. Проводятся две параллельные линии, одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Это улица.
Команды строятся друг против друга за чертой. Ведущий взмахивает зеленым кружком - участники делают один шаг вперед, красным - один шаг назад, желтым - остаются на месте. Если ведущий взмахивает кружком более чем один раз, это значит, что столько шагов должны сделать игроки,
Тот, кто ошибается, сразу выбывает из игры. Выигрывает тот, кто первым перейдет улицу без нарушений правил дорожного движения. Игру можно возобновить.
«Найди пешеходов – нарушителей»
Цель: развитие у учащихся соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения, развитие логического и образного мышления.
Оборудование: карточки-картинки с 10 нарушениями правил дорожного движения.
Ход игры
l-и вариант. Участники игры получают карточки картинки. Каждый игрок должен за определенное количество времени найти 10 нарушений на своей карточке и объяснить их. Чем больше нарушений будет найдено, тем больше очков. Выигрывает тот, кто найдет все или большее число нарушений. Затем карточки можно положить картинками вниз, перемешать и снова раздать участникам.
2-и вариант. Участники делятся на команды. Командам раздаются одинаковые карточки. За определенное количество времени команды должны найти все нарушения правил дорожного движения и объяснить их. Выигрывает та команда, которая отыщет все или большее число нарушений. Право первого ответа определяется жребием.
«Подумай – отгадай»
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Оборудование: фишки.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.
«Стрелка, стрелка, покружись…»
Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества: согласованность и сотрудничество.
Оборудование карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.
Ход игры:
В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира желтый кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир, ему передаются желтые круги. Воспитатель раздает сидящим детям карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ты знакам покажись,
Покажи нам поскорее,
Какой знак тебе милее!
Стоп!
Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребенок назвал знак правильно, кассир выдает ему желтый кружок, ребенок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передает кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передается соседу и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребенок не получает желтый кружок, а диск передается следующему ребенку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки желтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей желтыми кружками.