Людмила Евгеньевна
Сборник методических материалов по обучению детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Сценарии мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (экскурсии старший возраст)
1.1 «Мы пешеходы»…. …. 3
1.2 «Экскурсия по городу»…. ….7
1.3 «Экскурсия к остановке….…. 13
2. Минутки безопасности (старший возраст)
2.1 «Дорожные знаки»…. 16
2.2 «Пешеходный переход»…. …. 16
2.3 «Пешеходы»….…. 16
3. Беседы ПДД (старший возраст)
3.1 «Правила передвижения по городу на велосипеде»…. 17
3.2 «Регулировщик»…. 17 3.3 «История появления ПДД»…. 18
-
Публикация «Сборник методических материалов по обучению детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
1.1 «Мы пешеходы»
Задачи.
Закреплять понятия «двухстороннее движение», «пешеходная дорожка», «сигнал светофора»; развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать культуру поведения на улице города; знакомить детей с правилами передвижения по улице; предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма среди воспитанников.
Материалы и оборудование : Карточки, загадки на бумаге, разрезанные картинки дорожных знаков.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Сегодня наша экскурсия называется «Мы пешеходы».
Для начала отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь!
Воспитатель:
- Что это?
Дети:
- Светофор.
Воспитатель:
-Ребята, о чем рассказывают разные цвета светофора?
Дети:
1. Если красный свет горит.
Светофор нам говорит:
-Стой на месте! Не иди!
Ты немножко подожди.
2. Ярко жёлтый свет горит,
Приготовиться» - говорит
Светофор предупреждает
Что он свет переключает.
3. Он зелёный свет включил,
Путь вперёд нам разрешил.
Все машины дружно ждут:
Дети с мамами идут!
Воспитатель:
-Давайте рассмотрим светофор. Скажите, соблюдают ли правила пешеходы при переходе улицы?
Ответы воспитанников.
Воспитатель:
-Расскажите об обязанностях пешехода.
* Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
* Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
* При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
* При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
-Где должны пересекать проезжую часть пешеходы? (По пешеходным переходам).
А сейчас я проверю, как вы знаете правила дорожного движения. Я буду загадывать загадки.
- Сколько колёс у автомобиля?
-Как называется дорожка для пешеходов?
- Человек, идущий по тротуару?
- Полосатая разметка перехода?
- Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта? (остановка).
- Давайте рассмотрим переход?
- Когда вы проходите переход? (когда приезжают в школу на автобусе).
Ответы детей.
Решение стихотворной задачки.
Дружный класс идёт в поход.
К цели трасса всех ведёт.
Через лес лежит дорога
Исключительно вперёд.
Тротуара нет на трассе,
Но продолжить надо путь.
Может, вспомнит кто-то в классе,
Как идти куда- нибудь?
Грозен встречный транспорт очень
(как и тот, что мчит вперёд)
По какой же из обочин
Путь по правилам ведёт?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами соберём дорожные знаки.
Задание: Воспитанники делятся на две команды и из разрезанных картинок собирают по очереди дорожный знак, потом озвучивают его название.
Воспитатель: А сейчас проведём игру «Машины».
При каком свете светофора вы должны остановиться?
-При каком свете светофора вы должны идти?
Задание: Кто ошибается, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остаётся последним.
Воспитатель: Что мы с вами сегодня делали?
Вот подошла к концу наша с вами экскурсия. И пожелаю всем без исключения знать и соблюдать правила пешеходов. Запомнить дружно поспешим:
Знаки важные дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети, будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят
Как шофер ни тормозит,
А машина все скользит.
На колесах, как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе, ближе!
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз – осторожность.
Жизнь свою поберегите:
Перед машиной не бегите.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно но праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над мостовой.
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
1.2 «Экскурсия по городу»
Программные задачи.
Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками. Закрепить знание об известных ранее знаках. Формировать навык ориентироваться по дорожным знакам. Закрепить знания детей о сигналах светофора.
Формировать навык дифференциации транспорта по назначению: грузовой, пассажирский, специальный. Познакомить с главными правилами поведения на улице, дороге. Воспитывать культуру поведения на дорогах.
Закрепить в речи детей слова : пешеход, пассажир, названия дорожных знаков. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Материалы и оборудование : игрушка – кукла Маша, карточки с изображением дорожных знаков, рули по количеству детей, светофор для транспорта и для пешеходов, пешеходный переход-зебра, 2 мольберта, геометрические фигуры - круги разного цвета: зеленые, желтые, красные, магнитофон, модули, коляски детские, куклы.
Предварительная работа: обучение детей правилам дорожного движения на занятиях, беседы «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»,
дидактические игры: «Что такое улица», «Я — водитель», «Дорожные знаки».
Ход занятия:
(Кто-то плачет у двери. Заходит Маша).
Воспитатель: Здравствуй, Маша, что случилось?
Маша: Здравствуйте, ребята! А куда это я попала? Шла через лес, и вдруг оказалась в вашем детском саду. Я так испугалась, всюду люди, машины, а возле дороги меня напугало трёхглазое чудовище. Помогите мне, пожалуйста, добраться к моему другу Мишке. Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь его.
Воспитатель: Ах, вот в чем дело! Я кажется знаю кто тебя испугал! Хорошо мы постараемся тебе помочь. Хотя в наши дети еще не ходят одни по улицам, а только с мамами и с папами. И играют строго во дворе. Но думаю, что они знают того, кого ты так испугалась. Поможем Маше.
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Расскажем, как правильно вести себя на улице.
Ну что же, я предлагаю нам отправляемся на экскурсию по городу. А поедем мы на автобусе.
Садимся в автобус и едем.
Беседа в автобусе.
Воспитатель: Ребята, как называется наш город?
Дети: Старый Оскол
Воспитатель: Старый Оскол большой и красивый город, в нём много улиц и микрорайонов. Ребята, а какие микрорайоны вы знаете, на каком микрорайоны вы живете?
Ответы детей : Олимпийский, Королева, Космос, Жукова, Солнечный и т. д.
Воспитатель: так вот, по улицам нашего города ходят пешеходы, движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов.
Дети и воспитатель приехали и выходят.
Воспитатель: Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш друг Инспектор Гаджик. Он служит в полиции и знает все правила дорожного движения.
встречают Инспектора Гаджика (под музыку)
Инспектор Гаджик: Здравствуйте ребята! Меня зовут Инспектор Гаджик. Сегодня мы с вами повторим правила дорожного движения.
Дети: Здравствуйте
Инспекто Гаджик : Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой,
Самый главный командир!
Инспектор Гаджик: ребята, а для чего я нужен?
Дети: чтобы регулировать движение на дороге.
Инспектор Гаджик : а еще у меня есть помощник, вот послушайте:
Я на шумном перекрестке
С огоньками на груди
Для машин и пешеходов
Самый строгий командир
Дети: светофор
Воспитатель: У светофора есть три сигнала огонька:
Одеваем трем детям макеты с сигналами светофора.
Красный: Самый строгий - красный свет
Стой! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Инспектор Гаджик: что же означает для пешехода красный сигнал светофора?
Дети: Путь для пешеходов закрыт.
Желтый: Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай на совет:
Жди! Увидишь скоро жёлтый
В середине свет!
Инспектор Гаджик: А что же означает жёлтый свет светофора?
Дети: Желтый приготовиться, автомобили видя желтый свет сбавляют скорость, а мы должны быть внимательными.
Зеленый: А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он, препятствий нет,
Смело в путь иди!
Инспектор Гаджик : Что обозначает зелёный сигнал светофора?
Дети: Когда загорается зелёный глаз светофора, мы можем переходить дорогу спокойно, но, в начале внимательно посмотреть по сторонам.
Воспитатель: Инспектор Гаджик, ты доволен ответами детей?
Инспектор Гаджик: Да, ребята всё знают!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте мы с вами поиграем в игру?
Она называется «Собери правильно светофор». Мне нужен помощник. Кто хочет мне помочь?
(два ребёнка расставляют огоньки светофора в определенном порядке)
Инспектор Гаджик: ребята правильно расставили все огоньки светофора.
Воспитатель: А еще Инспектор приготовил для всех загадки. У него есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да
Инспектор Гаджик читает загадки:
1. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход –
Дети: «Пешеходный переход», «Зебра»
(на столе разложены знаки, выходит ребенок и находит соответствующий знак, показывает)
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна зебра?
Дети: Для перехода через дорогу
2. Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дроги нет!
Дети: Движение на велосипедах запрещено
Воспитатель: Кто поможет его найти?
(выходит ребенок находит знак)
Воспитатель: правильно ребята, посмотрите? А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно
3. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно
Этот знак дорожный
Знают все на свете
Будьте осторожны,
На дороге –
Дети: Дети
Воспитатель: Ребята, кто поможет его найти? (выходит ещё один ребенок)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Воспитатель: А где обычно ставят такие знаки?
Дети: Около школ, детских садов.
Инспектор Гаджик: Молодцы! Но, мне пора идти на работу, чтобы ни с кем и нигде не случилось беды. До свидания!
(Инспектор Гаджик уходит)
Воспитатель: Вот видишь, Маша сколько помощников на дороге у Инспектор Гаджика! А сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля? (транспорт перечислить)
Физминутка «Мы - шоферы» (под музыку)
Едем, едем на машине (движение «рулём»).
Нажимаем на педаль (двигают ногой стопы).
Газ включаем, выключаем («рычаг» повернуть к себе, от себя).
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу).
Дворники счищают капли (руками делают круговые движения)
Вправо – влево – чистота!
Ветер волосы ерошит (пальцами взъерошить волосы).
Мы шофёры хоть куда (показать большой палец правой руки!
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать взрослыми?
Дети: да!
Воспитатель:
Предлагаю поиграть в игру «Мы идём через дорогу»
Дети делятся на две команды – «Пешеходы» и «Водители».
Воспитатель: Машенька, помогли мы тебе, сможешь теперь самостоятельно добраться к Мишке?
Маша: Спасибо вам ребята! Теперь я никогда не буду бояться переходить дорогу и постараюсь не нарушать правила дорожного движения. А теперь мне пора, до свидания!
Воспитатель: Наша экскурсия заканчивается, я предлагаю вернуться в детский сад.
(Под музыку дети едут обратно в детский сад)
Воспитатель. Ну, вот вы и вернулись в наш детский сад. Где вы побывали? Кого там встретили? Теперь вы хорошо запомнили все правила? Вот сколько дорожных знаков вы уже знаете. Будьте внимательны на улице, обращайте внимание на дорожные знаки и никогда не нарушайте их.
Воспитатель: На дороге трудностей так много,
Но их бояться нет у вас причин.
Потому что правила движения,
Есть у пешеходов и машин.
И чтоб у всех было хорошее настроение,
Соблюдайте, дети правила движения!
1.3 «Экскурсия к остановке»
Программные задачи.
Развить познавательный интерес у детей, обобщить и систематизировать знания детей о достопримечательностях родного города, активизировать и обогатить словарный запас детей; закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на дороге; познакомить детей с местом пересечения улиц – перекрёстками.
Ход экскурсии:
- Дети вместе с воспитателем отправляются на экскурсию по городу.
Воспитатель: в нашем городе много улиц, микрорайонов, по которым мы с вами ходим и ездим на транспорте. В ходе нашей прогулки мы будем закреплять правила перехода через дорогу. Подходим к остановке. Что делают люди, если они хотят попасть в другую часть города?
Дети: они едут на автобусе, маршрутном такси.
Воспитатель: как называются люди находящиеся в транспорте?
Дети: пешеходы.
Воспитатель: как называется место, где можно сесть в транспорт?
Дети: остановка.
Воспитатель: ребята, а как можно понять, что мы находимся на остановке?
Воспитатель предлагает детям посмотреть на знак, который обозначает остановку (дети внимательно рассматривают и называют его).
Беседа с детьми продолжается о том, какой транспорт останавливается на останове?
Дети: маршрутное такси, автобусы.
Воспитатель загадывает загадку:
Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает.
Дети: автобус.
Воспитатель: ребята, давайте поговорим о правилах поведения в автобусе. Как нужно себя вести в транспорте?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно в автобусе не балуются, уступают место взрослым и пожилым людям, не толкаются и разговаривают тихим голосом. А с мороженым можно заходить в транспорт?
Ответы детей.
Вот и подошла к концу наше с вами путешествие. Я желаю вам знать и соблюдать правила дорожного движения.
2. Минутки безопасности (старший возраст)
2.1 «Дорожные знаки»
Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Дорожные знаки рассказывают о том, что разрешается и чего нельзя делать на дороге, с какой скоростью нужно передвигаться по дороге. Дорожные знаки должны быть заметны издалека. По улицам города движется очень много транспорта и со стороны может показаться, что на улице царит беспорядок: машины, автобусы едут по дороге, по тротуарам спешат пешеходы. Но на самом деле движение происходит по строгим правилам – правилам дорожного движения. Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения.
2.2 «Пешеходный переход»
Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. На обозначенных пешеходных переходах белой краской нарисованы широкие полосы. Такая разметка ещё называется «зеброй». Обозначенный знаками пешеходный переход опаснее потому, что он нерегулируем. Без светофора пешеход должен внимательно следить за движением, оценивать скорость движущего транспорта, расстояние и, убедившись в безопасности, начинать переход проезжей части.
2.3 «Пешеходы»
Люди которые передвигаются по улицам города называются пешеходами. В большом городе много пешеходов, даже водители автомашин выходя из транспорта на некоторое время тоже становятся пешеходами. В давние времена пешеходы передвигались по улице без правил и о безопасности на улице и дорогах мало кто заботился. Прошло время, города выросли, движение на дороге увеличилось и появилась необходимость заботиться о безопасности людей. Придумали правила дорожного движения. Правила дорожного движения введены во всех странах мира.
3. Беседы ПДД (старший возраст)
3.1 «Правила передвижения по городу на велосипеде»
Цель: познакомить детей с правилами езды на велосипеде по городу; воспитывать наблюдательность.
Очень приятно прокатиться на велосипеде по городу, да с ветерком. Велосипед очень удобное средство и распространённый вид транспорта. Люди садятся на велосипед и начинают ездить на перегонки, но это всё не так просто. На этом транспорте разрешается ездить по городу лишь тем кто достиг четырнадцати лет. Существуют требования ПДД, относящиеся к езде на велосипеде и их нужно обязательно выполнять:
1. запрещается цепляться за какое-либо средство – это опасно для жизни.
2. запрещается перевозить на багажнике людей;
3. запрещается кататься по дорогам города.
Движение на велосипеде разрешается в один ряд, на расстоянии от другого средства на один метр от правого края дороги. А ещё разрешается езда на обочине, и всё это после четырнадцати лет.
Придерживайтесь этих правил, с тобой не случится никакой беды.
3.2 «Регулировщик»
Цель: познакомить с работой регулировщика и работой ГАИ.
Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотрит взглядом строгим
На всех автоинспекторов.
(Регулировщик)
Есть люди, которые следят на дороге за тем, чтобы все выполняли правила дорожного движения. Когда на дорогах города появляется много транспорта и нет светофора, то образуются пробки. Вот тогда на помощь и направляют работников милиции. Они следят за порядком на дорогах и называются они – милиционер инспектор – регулировщик. В руках у него находится жезл, одежда имеет светоотражающие элементы. При помощи жезла регулируется движение транспорта и пешеходов. Пешеход, равно и как водить, является поноценным участником дорожного движения, поэтому ПДД и сигналы регулировщика надо знать и водителю, и пешеходу. Если инспектор – регулировщик левым или правым боком к пешеходам руки вытянуты – это означает движение через проезжую часть разрешается. Когда поднимает правую руку вверх – это приготовится. Труд регулировщика очень тяжёлый и нам пешеходам нужно уважать и выполнять приказы точно. Тогда на улицах нашего города не будет несчастных случаев.
.3.3 «История появления ПДД»
Цель: углублять знания детей о правилах на дороге.
Было такое время, когда по городу ездили колесницы, да повозки. Это был первый транспорт. Ездили, но правил никто не соблюдал и иногда происходили столкновения, улицы и дороги были узкие. Но, шло время и появились первые автомобили. И стало ясно, что нужны правила дорожного движения, которые сделали бы безопасным движение. Сначала правила передвижения транспортных средств во всех странах были разными, но это затрудняло движение, и было очень неудобно. Потом со временем установили единые правила для всех автомобилистов. Наши города живут в определённом ритме, и чтобы не нарушить этого ритма работы транспорта, все и пешеходы, и водители должны соблюдать ПДД.
Правила поведения на дороге мы должны изучать с детства. Знать правила поведения на дороге нужно для того, чтобы не подвергнуться самому опасности и не мешать транспорту на дороге.
Чтоб по улице гулять,
Надо правила все знать.
Правила дают ответ.
Где опасен путь, где нет.