Кирина Наталья Викторовна
Музыкотерапия в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в начальной школе наблюдается значительный рост числа учащихся с различными трудностями в обучении. Это привело к необходимости разработки новых форм организационной поддержки и методов обучения. Наиболее значимыми из всех известных технологий с точки зрения влияния на здоровье и развитие детей являются здоровьесберегающие образовательные технологии.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
1) Условия обучения детей в школе (отсутствие стрессов, адекватность требований, адекватность методов воспитания и обучения);
Публикация «Музыкотерапия в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
2) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4) необходимый, достаточный и разумно организованный режим физических упражнений.
Коррекционно-оздоровительные образовательные методики можно разделить на три подгруппы:
1) Приемы сохранения и укрепления здоровья: способствуют профилактике переутомления, гипонатриемии и других дезадаптивных состояний (динамические паузы, физические упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз);
2) Коррекционные методики (детская сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психомоторные упражнения, голосовая ритмика, цветотерапия);
3) приемы обучения здоровому образу жизни (проблемно-игровые методики, игровая терапия, массаж, самомассаж).
Этот выпуск посвящен музыкотерапии. Музыкотерапия - это метод использования музыки в качестве терапевтического средства.
По мнению С. Матейовой и З. Машре, эмоции могут подвергаться значительному влиянию музыки, и на этом факте основана музыкотерапия. Музыка, особенно любимая, вызывает у человека психические и физические процессы, вызывая определенные эмоциональные, аффективные, настроенческие, аффективные и поведенческие изменения, а также воздействуя на важнейшие растительные функции, моторику и, в конечном счете, на язык. Исходя из этого, можно проследить положительное влияние музыки на логопедических занятиях.
Сравнивая музыку и речь, следует начать с их сходства. Сходство заключается, прежде всего, в звуковой основе. Поскольку и музыка, и речь основаны на звуковых сигналах, они являются акустическими средствами коммуникации в человеческих отношениях. С антропологической точки зрения музыка и речь как акустический комплекс имеют много общего и в способах передачи информации.
Музыка и речь используют одни и те же средства передачи информации и воспринимаются одним и тем же органом восприятия акустических сигналов. Вокализация и пение осуществляются одними и теми же органами. Воспринятые и обработанные акустические сигналы немедленно преобразуются в зрительные и двигательные реакции. В перцептивной и репродуктивной деятельности в равной степени участвуют двигательные и слуховые пути, афферентные и афферентные ядра мозга, сетевые образования и лимбическая система. Височная извилина выполняет слуховую функцию при восприятии музыки и речи. За музыкальные функции отвечают области передней и средней височных извилин, а также пространство перед корой восприятия языка (расположенной в билатеральных височных извилинах)".
Многие авторы предполагают, что филогенетически в основе человеческой речи лежит вокализация и пение; Ч. Дарвин считал, что основой речи является музыкальное выражение в виде пения, имеющее музыкальные тональные и ритмические особенности. Филогенетически музыкальная речь возникла гораздо раньше речи, о чем свидетельствует пение птиц. Младенцы и дети способны воспроизводить мелодии своим голосом задолго до того, как они усваивают слова.
В филогенетическом развитии человека слуховая коммуникация сформировалась первой. Сначала человек научился воспринимать звуки, затем возникла фарингальная вокализация (звукообразование и передача звуковых сигналов). На заключительном этапе из этих звуковых сигналов формируется разборчивая речь. У детей это развитие повторяется в сокращенном виде. Сначала ребенок учится слушать, затем производить музыкальные звуки и только потом - внятной речи.
Взаимосвязь музыки и речи основывается на общих акустических и выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцентуация (выделение) и просодия.
Специфические особенности музыкального ритма, влияющие на ритм речи, описаны в работах ряда авторов, в том числе М. Е. Хватцева (1951). Подробно этот вопрос изучал Карл Орф. Его работа "Школьные музыкальные произведения для детей, народные песни" представляет собой синтез различных способов ритмической выразительности, обусловленных миром интересов ребенка. Методика Орфа оказала большое влияние на непосредственную активизацию и всестороннее стимулирование творческих способностей детей на всех этапах их развития. "Отправной точкой для описания двойственности содержания - объективного и субъективного - является тот факт, что сам язык есть результат творчества субъекта".
Вторым элементом непосредственной связи музыки и речи является мелодика. Данные о ритмическом и мелодическом сходстве речи и музыки творчески используются в мелодической системе К. Орфа и применяются к наиболее целесообразным формам обучения для получения детьми навыков игры на простейших инструментах. Работа в школах :. " В области развития певческих и интонационных возможностей с помощью форм, активизирующих музыкально-двигательную деятельность в программе, можно найти четкие параллели с мелодической системой К. Орфа. Существуют четкие параллели между мелодическими интервалами музыки и речи, так как Б. В. Астафьев обратил внимание на природу интонации в нашей речи, которая выявляет тот или иной доминантный тон, семантически соответствующий тональности музыки в различных эмоциональных состояниях, как доказал О. Д. Волчек.
Синтез ритма и мелодии дает основание для сопоставления музыки и речи с точки зрения третьего элемента - гармонии. Уравновешенная соразмерность непрерывного слияния основных элементов музыки создает динамическую гармонию речи, эффекты которой аналогичны эффектам гармонии речи в музыкальных произведениях. Под динамической гармонией речи понимается динамический процесс, в результате которого ритм, темп, мелодия и тембр речи изменяются в зависимости от различных ситуаций, носящих преимущественно эмоциональный характер. Например, когда человек испытывает страх, он говорит на более высокой частоте, чем в спокойном состоянии, когда он счастлив, он говорит в более медленном темпе, а когда он сердит, он говорит с повышенной интенсивностью.
Речь здоровых людей отличается богатой выразительностью, соответствующей динамическим особенностям трех элементов музыки : ритма, мелодии и гармонии. И наоборот, речь человека, страдающего тем или иным психофизическим или социальным расстройством, характеризуется нарушением тех или иных или всех элементов музыкального языка. Музыкальная составляющая речи имеет большое значение с информационной точки зрения. Это связано с тем, что при ее сохранении речь может быть понята даже при нарушении звукового строя языка; по данным Гринера и Флоренской, неупорядоченная речь труднее для понимания, чем речь, в которой сохранен музыкальный строй, даже если сохранена правильность языкового материала и утрачена только музыкальная структура. Наиболее часто встречается музыкальная структура речи. Наиболее частым нарушением музыкальной структуры речи является нарушение ритма. Общность природы музыки и речи приводит к тому, что музыка предоставляет широкие возможности для воздействия на процессы речеобразования.
Вышесказанное подтверждает мнение многих авторов о том, что музыка и речь взаимосвязаны. Музыка и речь - динамичные, взаимозависимые процессы производства и воспроизведения, неисчерпаемые источники взаимного творческого стимулирования. Они могут широко использоваться на логопедических занятиях, при проведении динамических поз, физических упражнений и пальчиковых игр, а также в самостоятельной работе, когда исключается речевое общение.