Мария Храброва
Проект «Сажаем деревья вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Публикация «Проект „Сажаем деревья вместе“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Посади дерево. Экологические акции древонасаждений
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Продолжительность: долгосрочный.
Тип проекта : социально –значимый.
Участники проекта : дети младшего, старшего, подготовительного дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать.
Наш проект направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети расширят свой кругозор в области растений родного края, изучат их внешний вид и их полезные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Цель проекта : сформировать ответственное отношение детей к сохранению природы родного края, а также пополнению зеленого фонда на территории Ленинградской области.
Задачи:
• Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
• Способствовать развитию трудового навыка у детей, на примере сбора желудей, для дальнейшей передачи волонтерам.
• Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
• Вовлечь детей старшей, подготовительной групп и родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
• Содействовать сотрудничеству детей и взрослых.
Проблема – ограниченность знаний у дошкольников в области флоры родного края, о ее значении эстетическом, хозяйственном, оздоровительном в жизни человека.
В соответствии с целью проекта была сформулирована гипотеза о том, что: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревьями должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Основная идея проекта :
Проект направлен на улучшение художественного оформления участков детского сада, создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей, а также дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.
1. Подготовительный этап.
Подбор материала для осуществления проекта;
экскурсия на территории детского сада, знакомство с определенными видами деревьев;
просмотр презентаций «Деревья — это легкие планеты», «Пейзажи», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья», «Кому нужны деревья?»; наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев; беседы с родителями «Деревья вокруг нас», консультация «Природа как воспитатель».
Беседы с детьми: «Для чего нужны деревья?», «Кто живёт в лесу?», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Красота природы бесценна», «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Наблюдение за ветками береза и осины, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).
Проведение Н. О. Д. : «Схема строения дерева» «Как дерево дышит, питается и растет», «Деревья», «Беседа о деревьях. Рисование Листьев».
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Где спрятались семена?».
Дидактические игры: «К названному дереву – беги!»; «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». «Найди дерево по описанию»; «Чей листок», «Где спрятано растение?»; «Узнай растение»; «Чего не стало?».
Чтение художественной литературы «Листья солнцем наливались.», «Зеленая страна» Е. Серова, «Мудрость дерева» А. Лопатина, «Осенний вечер» А. Лопатина.
«У лесного озера» А. Лопатина. «Осинкам холодно» М. Пришвин
Составить схему для описательного рассказа о деревьях, загадки о деревьях, рассматривание альбома «Деревья».
Оформление выставки творческих работ: «Желуди», «Листья дуба»
3. Заключительный этап.
Участие в экологической акции «Сажаем деревья вместе».
Заключение
Проект «Сажаем деревья вместе»» был плодотворным и насыщенным, а главное интересный детям. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с, казалось бы, с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Знание правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Список используемой литературы.
1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Художественная литература, 2008.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2012. – 159с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М. : Просвещение, 2016.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 2015. – 80с., ил.
10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 2009
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
13. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
14. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
15. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М. : Просвещение, 1991.
16. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
17. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 2016
18. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 2013
19. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.