Татьяна Жданова
Самостоятельная работа «Изучение природных и антропогенных экосистем»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово экосистема в переводе с греческого языка означает жилище, место обитание или же местопребывание, и соответственно система.
Значение данного понятия определяется как природный комплекс, который образует живые организмы и среду их обитания, связанные между собой обменов энергии и веществ. Самый типичный пример природной экосистемы – это пруд с его жителями: рыбками, беспозвоночными животными, микроорганизмами, растениями, донными отложениями с температурой, с кислородом, составом воды и другими факторами. Так же можно рассмотреть, как экосистему – лес, так как территория лесного массива имеет определенную биологическую продуктивность. Для этой экосистемы характерны определенные виды зверей, птичек, породы деревьев, виды трав, кустарников, почвенный состав и другое.
Публикация «Самостоятельная работа „Изучение природных и антропогенных экосистем“» размещена в разделах
Не только термин экосистема присущ созданным природой отдельным зонам, то есть прудам, рекам и лесам, но и зонам, которые были созданы при помощи руки человека, то есть если выразиться другими словами, искусственным зонам. К ним можно отнести сады, огороды, сельскохозяйственные угодья, территория парка в центре города. Это так называемая антропогенная экосистема.
Отличия экосистемы поля от экосистемы луга
Луг Поле
1. Естественная экосистема, создана природой. 1. Искусственная экосистема, создана человеком.
2. Существует очень длительное время. 2. Неустойчива, без человека она заменяется другой.
3. Существует без вмешательства человека. 3. Возделывается человеком.
4. Разнообразные виды растений. Слабая конкуренция между ними. 4. Однообразные виды растений. Сильная конкуренция между культурными и дикими видами.
5. Саморегулируется, обеспечивает свое существование. 5. Нет естественного кругооборота.
Если сравнивать экосистему луга с экосистемой поля, то биоразнообразие насекомых на посевах культурных растений всегда ниже, чем в природных биотопах из-за монокультуры растений, а также различных сельскохозяйственных мероприятий, прежде всего, использования пестицидов и распахивания полей.
Поле всегда отличается низким биоразнообразием членистоногих, луг - значительно более высоким. Обочина же, в норме заселения природным комплексом растений, и, если она при этом не обрабатывается гербицидами, как правило, выделяется высоким биоразнообразием. Именно обочина служит местом укрытия для хищных и паразитических членистоногих в неблагоприятный сезон, а также при обработке поля пестицидами.
Биоразнообразие членистоногих на поле обеспечивается, прежде всего, за счет их миграций с обочин. Весной они переходят с обочин (места зимовки большинства из них) на края поля, а затем постепенно перемещаются по направлению к его центру.
На лугах можно найти больше видов растений, которые растут на участке менее 50 квадратных метров. Для того чтобы продемонстрировать детям разницу между природными и антропогенными экосистемами, нужно показать разницу в количестве видов. Например, пересчитать количество видов на лугу и на вытоптанной земле у дороги. Природная экосистема биоразнообразнее, а антропогенная примитивна. Биоразнообразие природной экосистемы обуславливает её устойчивость.
Фрагмент занятия с детьми:
На пол выставляется модель луга. На доске – картинки с изображением птиц, насекомых, цветов луга.
Воспитатель: На лугу, наверно, очень интересно, нужно только быть очень внимательным. Давайте подумаем, вспомним, кто же живет на лугу. А помогут нам в этом загадки.
Дети отгадывают загадки, находят на доске картинку с этим изображением и относят на модель луга. (Воспитатель каждый раз подчеркивает своеобразие обитателя, его неповторимость).
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, жители луга нужны друг другу? Как, чем помогают они друг другу?
Дети с помощью воспитателя выстраивают пищевые цепочки:
• Цветок – дом для насекомых.
• Бабочки, шмели – опыляют цветы.
• Жабы, ящерицы, змеи – корм для луговых птиц (перепел, коростель)
• Растения – пища для мышей, трясогузки.
• Насекомые – корм для ящериц, жаб.
• Мыши – корм для сов.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний.