Елена Рагимова
Самостоятельная работа, групповое и коллективное творчество в театральном объединении
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная, групповая и коллективная работа
Самостоятельная, групповая и коллективная работа – является одним из звеньев учебной, организационно – методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом.
Основные задачи самостоятельной работы :
- развитие способностей,
Публикация «Самостоятельная работа, групповое и коллективное творчество в театральном объединении» размещена в разделах
- развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание,
- развитие умения запоминать и воплощать,
- развитие творческой сценической фантазии,
- овладение навыками общения и коллективизма.
Основная цель самостоятельной работы – формирование думающего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Давая самостоятельную работу во время занятий театрального объединения, педагог должен знать, зачем это нужно детям и ему самому.
Педагог ставит перед каждой группой конкретные задачи, учитывая особенности возраста, особенности данной группы, т. е. давая самостоятельную работу, педагог знает и учитывает сильные и слабые компетенции каждого ребенка. Это то, что в лекции Фоменко Людмилы Михайловны старшего преподавателя института кафедры руководящих кадров, звучало как: «ребенок сможет раскрыться, если вы, как педагог умеете найти подход, если вы учитываете особенности детей».
Причем, надо не забывать и учитывать, что решить задачи и выполнить задания группе предстоит без помощи педагога.
Ведь только когда учащиеся научатся практическому решению задач, можно говорить о развитии творческой личности.
Но в любом случае задания должны быть такими, чтобы учащиеся могли справиться с ними и найти такое решение, которое не вызывало бы очень больших усилий.
Самостоятельная работа, как групповое, или коллективное творчество – это работа, которая по замыслу, режиссуре, постановке принадлежит не одному человеку, а группе людей.
Самостоятельная работа в театральном коллективе может быть в виде этюда – это короткая инсценировка, миниатюра, которые за весьма короткий срок выходят на суд «зрителей».
Это могут быть импровизации или подготовленные этюды на взаимодействие с партнером, на музыку, по картине, по карточкам со словами, работа с музыкой, цветом, звуками и т. д.
А задачи могут быть следующие: показать эмоциональное состояние героев, поменять акценты, нюансы, что изменит и штрихи и звучание, а может быть и мизансцены и смысл.
Самостоятельная работа может быть и итогом работы над отрывком или спектаклем, а может и быть полностью самостоятельной работой от создания текста до окончательного продукта.
Кроме всего выше сказанного, самостоятельная работа группы или коллектива может выполнять и воспитательные задачи:
- это отношение к поступкам героев, понятия положительный и отрицательный герой, принятие правильного варианта поведения в жизни
и обучающие задачи: обучает действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Но какое бы самостоятельное задание не дал педагог, ему важно помнить, что учащиеся смогут выполнить задание, если решение опирается на ранее усвоенный материал.
Часто, во время самостоятельной работы в группе или коллективе текст, его создание часто варьируется, редактируется общими усилиями и выверяется.
Постановочная работа еще сложнее, потому, что каждый предлагает свою интерпретацию роли путь ее реализации и звучания. И часто в ходе спора учащиеся прибегают к тому, что обращаются за помощью к педагогу.
КАКОВЫ ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА?
Ответы:
Педагог, понимая, что его задание не является примитивно легким, что будет не интересно детям, но и не настолько сложно, чтобы они с ном не справились, понимая, что давая задания, он учел все возможные особенности группы, должен:
- спросить: «А как вы думаете?»
- может сказать: «Я приму любое ваше решение» и т. д. ,
Но, ни в коем случае не бросаться предлагать детям свой вариант решения.
Если же учащиеся на ваш взгляд идут не по верному пути, постарайтесь сохранить самообладание и не вмешиваться в процесс их коллективной творческой самостоятельной работы.
Иногда говорят, что в этом случае результат может быть макро отрицательным.
ОТВЕЧАЮ!
- во – первых, в такой работе каждый результат тоже результат. Но в отличие от жизненной ситуации он поправим.
- во – вторых, очень важно помнить, что как бы самостоятельно не действовали учащиеся, они смогут сделать только то, чему их научил педагог. (Пример «Ералаша»).
- в – третьих, учащиеся постараются реализовать то, что в них вложил педагог.
Поэтому так важны высокие требования к педагогу, как в этическом, так и в художественном плане. То есть, если учеников учить позитиву, то и на сцене они воплотят, а если негативу – то это как зеркало отразится в их самостоятельном творчестве.
Очень важно, чтобы в ходе групповой или коллективной самостоятельной работы, педагог сумел увидеть и почувствовать перспективу развития этой работы, давал возможность проявить фантазию, выплеск идей и эмоций.
В групповом и коллективном творчестве учащиеся пробуют находить новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других и окружающего мира.
Данный вид творчества формирует в каждом понимание собственной значимости и индивидуальности, как в жизни, так и в данной ситуации и даже индивидуальности в исполнении конкретной роли.
Главное в самостоятельном творческом процессе, чтобы учащиеся ощутили удовольствие от этого процесса, свою успешность и радость общения.
Оригинальность результатов творчества учащихся должна радовать педагога.
Результат самостоятельной творческой работы – это в первую очередь формирование с ее помощью творческой личности, воспитание интереса к работе друг друга, самокритичность.
В данном виде творчества все его участники и зрители, и исполнители, и критики
1) Зрители
2) Исполнители: задумка, составление плана, написание сценария (драматургия, распределение ролей, выработка результата.
3) Критики: оценка и анализ своей работы.
Кроме того, в заключение самостоятельной работы педагог должен сделать общий вывод, где вместе с поощрением даст и оценку в достижении результата.
И конечно, если вы достигли желаемого, здесь уместна фраза:
«ЭТО Я ЕГО НАУЧИЛ!»
«УСПЕХ РЕБЕНКА – ЭТО МОЙ УСПЕХ!»