олеся плеханова
Самостоятельная деятельность воспитателя при работе над планированием тематической недели
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике существуют разные формы работы с детьми и родителями. ДОУ всегда находится в поиске такой, которая будет способствовать наилучшему взаимодействию между педагогическим коллективом, детьми и родителями. Одной из наиболее эффективных форм считают тематические недели.
Ежемесячное проведение тематических недель повышает интерес педагогов к созданию совместных со специалистами проектов, использованию активных форм взаимодействия. Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Публикация «Самостоятельная деятельность воспитателя при работе над планированием тематической недели» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.
Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно. Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала.
Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса, это: взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но, прежде всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же, силами взрослых и детей, реализуется развлекательная задача. При планировании тематических недель учитываются : праздничные и памятные даты, времена года, лексические темы. В детском саду составляется календарь тематических недель
В заключение самые внимательные и сообразительные из детей, активные родители и педагоги награждаются памятными медалями, что имеет дополнительный мотивационный эффект.
Сюрпризные моменты на таких мероприятиях обязательны, поскольку именно тайна, загадка, сюрприз вызывают восхищение детей и взрослых, и от этого эмоциональное восприятие усиливается во много раз.
Принять участие в тематических неделях могут все желающие родители вместе со своими детьми. Такие мероприятия с родителями не только доставляют удовольствие детям, но и выполняют функцию сплочения коллектива детского сада и семьи, являясь благодатной основой включения родителей в образовательный процесс.
Яркие тематические недели поднимают на новый уровень взаимоотношения с родителями, призывают искать новые формы и методы работы.
Если взрослые заинтересованы, то дети всегда подхватят игру, развлечение, и у них никогда не пропадёт желание ходить в детский сад.
Планирование ежегодно пересматривается педагогическим коллективом, рассматривается и применяется каждым педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей в группе.
Кроме перспективно-тематического планирования в ДОУ разработана примерная циклограмма образовательной деятельности, в которой подробно раскрыта каждая тема. Планирование тематической недели осуществляется по следующему плану :
Формулировка задач работы с детьми в соответствии с программой по каждой возрастной группе;
Отбор содержания образовательного материала согласно программе. Выбор форм, методов и приемов работы с детьми по реализации программных задач;
Подготовка оборудования. Необходимо продумать, какие изменения потребуется внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение центров активности, внесение новых предметов, игр и т. д.) .
Воспитательное мероприятие - это педагогическая единица всей воспитательной работы образовательного учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет элемент нового витка развития воспитательной работы. Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить качественный рывок в повышении его эффективности и дальнейшей эволюции. Эволюция содержания, целей и задач и др. осуществляется постепенно, без скачков от организационной формы простого классного часа до организации мероприятия на уровне города или субъекта РФ. Воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных результатов. А воспитательные мероприятия будут жить до тех пор, пока останется возможность прямого педагогического контакта между педагогом и студентами. Если предположить, что лет через сто весь образовательный процесс уйдет в сферу Интернет-образования, то и су-ществование воспитательных мероприятий, в том виде, в котором мы их видим станет большим вопросом, хотя конечно определенная эволюция в этом смысле будет продолжаться.
С одной стороны, воспитательные мероприятия представляют собой продукт воспитывающей среды образовательного учреждения. С другой стороны эффекты воспитывающей среды и воспитательного мероприятия связаны прямопропорциональной зависимостью. Чем выше уровень воспитательной среды, чем выше уровень воспитательных мероприятий и наоборот. А вот снижение качества воспитательных мероприятий существенно понижает уровень воспитательной среды образовательного учреждения. Возвращение потерянного уровня воспитательной среды образовательного учреждения всегда достигается большими усилиями, чем его потеря. На этом основывается сущность предельно осторожной работы по формированию оптимального уровня воспитательной среды учреждения, его сохранение и развитие, проводимой при максимально возможном учете наибольшего количества внешних и внутренних факторов (в том числе дестабилизирующих воспитательную среду). Воспитательная среда является частью образовательной, а та, в свою очередь, культурной. Таким образом, получается «эффект матрешки», включения одной среды в другую более объемную. Вместе с тем, при рассмотрении системы образовательных учреждений одного города, субъекта РФ и страны, отмечается тот же эффект. Кроме того, в городе воспитательная среда образуется совокупностью воспитательных сред образовательных учреждений. Это, в конечном итоге, формирует общекультурную среду города, субъекта РФ, страны. Повышение потенциала воспитательной среды, способствующей увеличению эффективности показателей мероприятия, достигается постоянной системной работой в образовательном учреждении.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т. д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т. е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятель-ность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т. е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;
оптимальность применяемых форм и методов;
реализация поставленных целей;
отношения воспитателя и воспитанников;
профессионализм педагога-воспитателя.
Полагают, что «. воспитательное мероприятие - это одна из организационных форм, широко используемая как во внеурочной классной и внеклассной, так и во внешкольной воспитательной работе». По мнению Н. И. Болдарева, «форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников». На наш взгляд, воспитательное мероприятие - это форма совместной деятельности, в которой передается (предъявляется и усваивается) содержание воспитания. Воспитательное мероприятие является целостной динамической системой, включающей как содержательные, так и процессуальные элементы.
Основными содержательными элементами данной системы являются: участники воспитательного мероприятия; цель; содержание воспитания (информация, чувства, переживания, характер межличностных отношений); организация воспитательного мероприятия; используемые средства воспитания; используемые методы воспитания; условия проведения мероприятия; результат.
Основными процессуальными элементами являются: количество и последовательность этапов (фаз, стадий); продолжительность этапов; интенсивность общения.
Следует учитывать, что можно «. характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной».
Возникновение новой формы организации воспитания происходит тогда, когда найдена инновационная совместная деятельность, обеспечивающая достижение воспитательной цели. Форма организации воспитания (воспитательное мероприятие) определяется: особенностью содержания воспитания (семантическая, операциональная, метрическая стороны). В. С. Безрукова полагает, что «Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер»; особенностью совместной деятельности воспитывающего и воспитуемого в рамках формы организации воспитания; характером отношений и др.
Можно предложить следующий примерный набор обязательных и добровольных форм воспитания :
Обязательные: 1) фронтальные (конференция, собрание, линейка, радиолекторий, политическая информация, общественно-полезный труд, лагерь труда и отдыха, смотр.); 2) групповые (дежурство по школе, дежурство по классу, линейка, смотр, классный час, собрание, заседания органов управления.); 3) индивидуальные (посещение на дому, поручение, собеседование.).
Добровольные: 1) фронтальные (конференция, КТД, соревнование, субботник, дискуссия, конкурс, игра, олимпиада, референдум.); 2) групповые (агидбригада, конкурс, слёт, игра, консультация, соревнование, викторина, экскурсия, круглый стол, диспут, самообслуживание, экспедиция, встреча, устный журнал, турнир ораторов, интеллектуальный аукцион, литературная гостиная, эстафета, выставка, рейд, операция, посиделки, ярмарка, день (старшего поколения, старшеклассника, птиц.).); 3) индивидуальные (поручение, консультация, открытый микрофон, игра.).
Данный перечень форм организации воспитания не претендует на полноту и является ориентационным.
Таким образом, проведение тематических недель способствует ком-плексному решению определенных в ДОУ задач, сплочению коллектива дошкольников, родителей и педагогического состава ДОУ, мотивирует всех участников на формирование познавательного интереса, познавательной активности.