Юлия Разинкова
Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах ДОО".
Выполнили воспитатели МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида
№105" Г. Воронеж Разинкова Юлия Васильевна и Швырёва Лилия
Михайловна.
Дошкольный возраст- уникальный период развития самостоятельности.
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации
образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Самостоятельная деятельность - явление полностью свободное для ребёнка,
Публикация «Фотоотчет „Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах в ДОО“» размещена в разделах
но не свободное для взрослого, который создаёт условия для безопасной
свободы ребёнка, т. е. предметно- развивающую образовательную среду,
обеспечивающую выбор каждым ребёнком деятельности по интересам
и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать
индивидуально. А также это организованная воспитателем деятельность
воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами
других людей. В самостоятельной деятельности детей лежит личная
заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и
интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и
необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности.
Внутренняя мотивация вызывает подъём физических сил, всплеск эмоций,
активацию мышления. Именно поэтому, в ситуации, когда ребёнок
свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность
имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически
комфортна. Чем полнее ребёнок реализовал потребность в самостоятельных
действиях, тем сильнее в своё время у него возникает потребность
взаимодействия с другими людьми. Следует отметить, что в период
собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся
к любому вмешательству со стороны взрослого.
По санитарно- эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации
работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность
детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная
гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов, а именно:
во время утреннего приёма, в промежутках между завтраком и НОД, на
дневной и вечерней прогулке, во второй половине дня.
Но это не значит, что ребёнок должен быть предоставлен самому себе.
Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо
создать развивающую предметно- пространственную среду, присмотр и
уход за каждым ребёнком. Свободная деятельность детей в развивающих
центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться
в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально
или со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях возникновения
конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или
при необходимости помочь тому или иному ребёнку войти в группу сверстников.
Самостоятельная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Материалом для самостоятельной деятельности детей служат те
знания, которые воспитанники уже получили в совместной деятельности и
не требуют сложной организации и подготовки. Детям предоставляется
возможность самим выбрать для свободной деятельности любимый вид
занятия.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра,
воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая будет
соответствовать его интересам, иметь развивающий характер, способствовать
развитию творческих способностей, будить фантазию, активность
действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.
На всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная
самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им
игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом,
где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная
деятельность детей (конструктивная, изобразительная, музыкальная
и т. д.). Также, как в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей
с учётом актуальной на данный день или неделю темы, поставленных целей
и задач образовательной работы в режиме дня, т. е. должен быть реализован
принцип комплексно- тематического построения образовательного процесса
в ДОУ. Педагог "отталкивается" от этой темы при организации самостоятельной
деятельности детей.
Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая
деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя,
по его заданию, в специально предоставленное для этого время,
при этом ребёнок сознательно стремится достигнуть поставленной цели,
употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат
умственных или физических действий.
Сюжетно- ролевые игры.
Экспериментирование.
Конструирование.
Конструирование.
Настольные игры.
Настольные игры.
Настольные игры.
На прогулке.
Продуктивная деятельность.
Продуктивная деятельность.
Дежурство.
Дежурство.
Самообслуживание.