Екатерина Желнова
Самореализация ребенка через организацию культурных практик
▼ Скачать + Заказать документы
Описание образовательной среды для организации познавательно-исследовательской культурной практики
В соответствии со Стандартом ДО реализация образовательной деятельности осуществляется в ходе непосредственно-образовательной деятельности и через культурные практики.
Культурная практика- это форма совместной и самостоятельной деятельности ребенка, которая осуществляется в практической деятельности и способствует развития личности ребенка, его способностей.
Публикация «Самореализация ребенка через организацию культурных практик» размещена в разделах
В ФГОС ДО так же подчеркивается необходимость создания условий для развития познавательной активности детей с учётом их интересов и индивидуальности.
Для реализации принципов индивидуализации и социализации в образовании необходима педагогическая поддержка со стороны воспитателя, которая осуществляется через :
• Создание развивающей предметно- пространственной среды (РППС)
• Организацию различных форм совместной деятельности, создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества.
Для детей 6-7 лет наибольшую привлекательность имеет познавательная деятельность, так как в процессе исследований и поиска они получают новые знания, делают маленькие открытия.
Поэтому, мы уделяем важное внимание организации познавательно- исследовательской культурной практики, созданию условий, планированию образовательной деятельности с учётом требований Стандарта и образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы. Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды для развития детей дошкольного возраста. Среда обеспечивает освоение детьми всех видов деятельности и познавательной активности.
При создании условий для организации познавательно- исследовательской культурной практики мы придерживаемся следующих принципов:
- насыщенность, содержательность (использование материалов для исследовательской, творческой активности)
- трансформируемость (возможность изменение пространства, зависимости от интересов детей; мольберты, модули, передвижные конструкции на роликах)
- полифункциональность (модули, мебель, оборудование, используемые в разных видах деятельности)
- безопасность (надежность и безопасность оборудования для исследовательской деятельности; пластиковое оборудование, отвечающее требованиям санитарных правил)
- эстетичность (использование пособий имеющие привлекательный вид, вызывающие положительный эмоциональный настрой)
Так же при организации РППС соблюдаем принцип стабильности и динамичности, сочетание традиционных и инновационных элементов, что позволяет сделать образовательный процесс интересным и вариативным. Для стимулирования познавательно- исследовательской деятельности используем предметы, которые несут информацию о современном мире. Для этого материалы познавательно- центра ежемесячно меняются в зависимости от содержания плана, составленного на учебный год.
Для поддержки детской любознательности и активности оформили интерактивное дидактическое пособие ЛЭПБУК. Оно представляет собой тематическую папку, где размещена информация по определенной теме в виде рисунков, схем, творческих заданий. У нас оформлены такие папки на темы «Свойства магнита», «Вода- источник жизни».
Становлению познавательно- исследовательской деятельности дошкольников способствует сотрудничество со взрослыми и взаимодействие с разными материалами.
Опираясь на методические разработки и рекомендации Л. С. Выгодского, Л. А. Венгера, Н. Н. Подъякова мы разделили все материалы на типы:
• Объекты для исследования (экспериментирование)
• Образно-символический материал (серии картин, схемы, таблицы, книги, атлас, коллекции и т. д.)
• Нормативно- знаковый материал (учебные пособия, дидактические игры)
Для поддержки детской инициативы и самореализации используем поисково-исследовательские задания, создание проблемных ситуаций, организуем выступления детей со своим исследовательскими проектами.
Образовательная среда – это система условий для комплексного проектирования культурных практик в форме игр- путешествий по карте, опытов, экспериментов, исследований. Содержание культурных практик выстраивается по определенной структуре или технологии
1. Создание стимулирующей ситуации
2. Постановка проблемы
3. Обсуждение способов практической деятельности
4. Практическая деятельность
5. Фиксация результатов
При этом придерживаемся важных требований к условиям проведения культурных практик : рабочее место (круглый стол, организация совместной деятельности, возможность выполнять задания в собственном темпе, доступность оборудования и свобода выбора ребенком способов и средств.
Таким образом, созданная в группе образовательная среда отвечает требованиям Стандарта, мотивирует детей в познавательной деятельности. В группе имеются продукты детского творчества, которые используются в различных видах деятельности (познавательные журналы, книги, дневники наблюдений, коллажи, папка «Маленький исследователь»).
Результатом созданной образовательной среды можно считать сформированность следующих исследовательских способностей у детей: умение проводить опыты, эксперименты, составлять план и решать проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы, устанавливать связи между явлениями и объектами окружающего мира.