Елена Комова
Развитие мелкой моторики рук через организацию шитья с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук через организацию шитья с детьми, как одно из условий достижения качества дошкольного образовани
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребенок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребенка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал. Не секрет, что общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в Стандарте. Соответствует – значит, образование качественное. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук через организацию шитья с детьми» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
Ребенок способен к волевым усилиям.
Здесь будет уместно говорить о деятельности конструирования и ручном труде, в частности о моем опыте занятий с детьми шитьем по картону.
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом и средством развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. Программы Дошкольного образования ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как в Непосредственно образовательной деятельности, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Образовательный процесс осуществляю в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ детский сад «Белочка», разработанной на основе ФГОС с учетом Примерной основной образовательной программы Российского образования. Исходя из особенностей, возможностей и интересов воспитанников, проявив инициативу и используя опыт педагогического прошлого, я решила заняться с детьми шитьем.
В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук? «Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В. П. Анна Шлотгауер отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения»
В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. «Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка» Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками поделка помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. К тому же опыт таких занятий пригодится детям в будущей жизни.
Наше учреждение работает по определенным темам недель в течение года, которые остаются неизменными из года в год, усложняется содержание, методы, приемы работы в связи с возрастными изменениями детей. Педагогом Любовь Владимировной Равковской на одном из прошлых методических объединений был представлен перспективный план работы по конструированию, разработанный строго по темам недели. Беря во внимание рекомендации Любовь Владимировны, содержание занятий по конструированию из картона и бумаги можно заменить, занявшись шитьем.
Мне нравится шитье по картону. Детям удобнее шить по картону, потому что он не мнется как ткань, окрашен в яркие цвета как основа вышивки, на нем удобнее делать разметку стежков и по окончании работы он выглядит более презентабельно, нежели ткань. Начинать заниматься ручным трудом в виде шитья следует со старшего дошкольного возраста в силу физиологических возможностей дошкольников. Кроме того, такие работы хорошо смотрятся при объединении их в выставки для родителей. А там можно перейти к вышивке на ткани.
Считаю, что начиная заниматься шитьем, необходимо первое занятие посвятить знакомству с иголкой.
Для этого перед началом работы по шитью, провела ознакомительное занятие с иголкой. В процессе ознакомления показала ушко, продемонстрировала, как в отверстие заходит нитка, какое положение тела удобнее принять (спина прямая, иголка впереди). Указала на то, что иголка острая, попробовали пальчиком (не нужно предварительно обламывать кончик иглы, делать более тупым, пусть малыш привыкнет к настоящему виду и знает, чего опасаться). Показала разные виды иголок. Начинать лучше с самой толстой, так ребенку удобнее будет держать ее пальцами. Здесь актуально будет вспомнить пару загадок об иголке:
Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик нитяной.
Маленького роста я, тонкая да острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.
Нитку в иголку не следует вдевать слишком длинную, чтобы малышу было удобно работать. Можно познакомить с наперстком, если считаете необходимым использовать эту деталь при шитье.
Для вышивания по картону вам потребуется: картон (белый и цветной, нитки для вышивания или вязания, карандаш для эскиза, большая игла.
Алгоритм работы:
1. Готовим основу для вышивки. На картоне карандашом чертим простой рисунок.
2. Толстой иглой или шилом при помощи пенопласта по контуру рисунка делаем отверстия, чтобы туда легко проходила рабочая игла.
3. Продеваем нить в иглу, завязываем узелок. При этом объясняем, для чего.
4. Показываем детям, как вводить иголку с ниткой с одной стороны, как перехватывать пальцами за показавшийся острый «носик».
5. Вытягиваем иголку, подтягиваем нитку.
6. Показываем, что теперь иголку нужно вставить в следующее отверстие на той стороне, где находится нить.
Первое время детям придется напоминать, что иголка заходит с разных сторон.
Подобное занятие целесообразно приурочить к теме «День знаний».
Тема недели Тема и содержание НОД
1 Я и мои друзья Подарок другу в виде закладки для книг
2 День красоты Изготовление бус
3 День животных «Барашек»
4 День матери Цветочек для мамы
5 Краски зимы Снеговик (комбинированная работа по аппликации с элементами шитья, как вариант можно вышить дерево и украсить снежинками и сугробами);
Снежинка
6 День защитника отечества Кораблик
7 Международный женский день Цветы для мамы
8 День птиц Гнездо для птиц (конструирование с элементами аппликации)
9 День детской книги 2 занятия: 1) Вышивка на будущей обложке книги; 2)конструирование книги из картона и офисной бумаги.
10 День космонавтики Контур ракеты
В свободной самостоятельной деятельности можно предложить детям пришивать пуговицы с 2, 4 отверстиями. На картоне такую пришитую пуговицу можно превратить в солнышко или цветочек.
Кроме того, занятия шитьем по картону можно использовать и для закрепления знаний о геометрических фигурах, изобразив их с помощью вышивки. На первых занятиях совместно с детьми можно придумать подобные правила:
• Не бойся иголки, но уважай;
• Иголку, где попало, не бросай;
• Правило «хвостик – носик» соблюдай;
• Вышивку чистыми руками бери;
• Поработал – за собой прибери.
Практика шитья по картону показала, что в детях развивается такое качество, как самостоятельность, а вместе с этим умение ориентироваться на плоскости, догадливость и смекалка, умение и желание помочь сверстникам при затруднениях, интерес и желание заниматься разными видами труда.
Во второй половине учебного года планирую продолжить работу, но уже на ткани. Считаю, что по окончании подготовительной группы у детей будут сформированы ручные умения и развита моторика, как того требуют от нас целевые ориентиры дошкольного образования, изложенные в ФГОС.