Городилова Татьяна
Методическая разработка «Проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
(КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
(Коллекция «АВТОТРАНСПОРТ».
Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Публикация «Методическая разработка „Проектирование образовательной работы по реализации технологии культурных практик“» размещена в разделах
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция «АВТОТРАНСПОРТ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)
Группа СТАРШАЯ
1. Ценностно-ориентационный шаг
Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях.
Задачи работы с детьми
1. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием моделек, доступные пониманию детей и связанные с их опытом (семейных) общественных отношений.
2. Формировать у детей первичное представления о коллекционировании.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика
Цель: заинтересовать детей темой.
Комплекс ОРУ «Веселые автомобили»
1. «Заводим двигатель»
И. П. О. С. руки перед грудью.
В. 1. вращать согнутыми руками на счет 1-8, сказать «р-р-р»
2. И. П. 8 – 10 раз
2. «Смотрим в боковые зеркала»
И. П. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
В. 1. наклон вправо (влево).
2. И. П. 8 – 10 раз
3. «Накачиваем шины»
И. П. ноги на ширине плеч, руки перед грудью.
В. 1. наклон вперед, руками коснуться пол.
2. И. П. 8 – 10 раз
4. «Проверяем колеса»
И. П. ноги на ширине плеч, руки за головой.
В. 1. поднять согнутую правую (левую) ногу, коснуться локтем.
2. И. П. 8 – 10 раз
5. «Ремонтируем аккумулятор»
И. П. ноги на ширине стопы, руки на поясе.
В. 1. присесть, колени в стороны, сказать «стук – бряк»
2. И. П. 8 – 10 раз
6. «Проверяем тормоза»
И. П. сидя, ноги согнуты в коленях, руками упор сзади.
В. 1. выпрямить ноги, сказать «стоп»
2. И. П. 8 – 10 раз
7. «Как работают стеклоочистители»
И. П. лежа на спине, руки за головой, ноги вверху вместе.
В. 1. ноги врозь.
2. И. П. 8 – 10 раз
8. «Авария»
И. П. лежа на спине, руки вверху.
В. 1. перекат на живот, сказать «бум»
2. И. П. 8 – 10 раз
9. «Автомобиль едет по кочкам и гудит»
И. П. О. С. руки на поясе.
В. 1. прыжки на двух ногах, на каждый прыжок сказать «би»
20 – 30 прыжков 2 раза Ходьба, энергичный бег.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
На улице нашей (двигайтесь из одного конца комнаты в другой, держа в руках воображаемый руль)
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, (двигайтесь в противоположную сторону)
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Речевка. Будем мы на радость маме
С детства закаленными.
Скоро вырастем и станем
Все мы – чемпионами!
1. Просмотр видеофильмами «Технический музей АвтоВАЗа»
Цель: Вызвать у детей интерес и мотивацию к предстоящей деятельности.
2. Беседа по вопросам:
- Можно ли людям обойтись без автотранспорта?
- Что нужно сделать, что бы узнать о машинах более подробно?
- Какие отечественные автомобили вы знаете?
- Что производиться на нашем автомобильном заводе?
Цель: Активизировать познавательный интерес детей. Формировать умение рассуждать, приводить и высказывать доказательные аргументы.
3. Беседа-рассуждение с детьми «Мое представление о коллекционировании».
Цель: Уточнить у детей: имеют ли они представление о том, что такое коллекционирование, о видах коллекционирования. Заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением коллекций различных машин.
Цель: Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте. Развивать познавательную активность детей, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Прогулка
Цель прогулки: формировать умение детей определять свое отношение и отношения своих родственников к истории развития автомобиля.
Наблюдение за транспортом
Цель: учить различать транспорт по внешнему виду
Педагог и дети рассматривают отечественные машины, которые стоят около ближайших домов.
Трудовая деятельность
Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Индивидуальная работа
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
П/и «Ловкий водитель»
Цель: Формировать ориентирование в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Рисование палочкой на сыром песке «Машина Жигули»
Цель: закреплять знания частей автомобиля, развивать мелкую моторику рук.
С\р игра «Шоферы».
Цель: развивать у детей умение распределять роли, подбирать атрибуты, воспитывать умение взаимодействовать между собой.
Вечер
1. Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль»
Цель: формировать умение вести диалог с педагогом, упражнять детей в образовании слов по аналогии.
2. Загадывание загадок про автотранспорт.
Цель: Формировать интерес к малым литературным формам, способствовать развитию образного мышления. Систематизировать представления детей о машинах специального назначения.
3. Рассматривание альбома «Вазовские машины».
Цель: Обобщить представления о машинах специального представления.
4. Раскрашивание раскрасок (модели ВАЗа).
Цель: Побуждать детей при раскрашивании использовать цвета, которые соответствуют каждому виду машин.
2. Содержательный шаг
Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями автомобилей Ваза; овладение детьми способами действий по присвоению и сохранению культурного общественного опыта.
2.1 «Ознакомление»
Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию, через приобщение детей к коллекционированию.
Задачи работы с детьми
1. Обогащать опыт детей представлениями о мире машин, расширить границы познания мира общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др., расширять границы познания мира общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др.).
2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев в своей семье, в своей группе.
3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – машина, машина – общественное событие).
4. Формировать у детей навыки ухода за модельками.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
ООД Образовательная деятельность
в режимных моментах
ОО «Познавательное развитие».
Тема: «Автотранспорт»
Цель: формировать у детей представления о транспорте, его истории и важности в жизни человека; развивать у детей познавательный интерес.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: «Профессия - шофер».
Цель: Познакомить детей с профессией «шофер», рассказать о её необходимости и значимости. Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы. Формировать умение составлять небольшой связный рассказ по картинке. Воспитывать уважительное отношение к разным видам профессий. Развивать познавательную активность.
Утро
1. Рассматривание коллекций машин, принесенных родителями из дома.
Цель: способствовать приобщению детей к культурным традициям и устоям, сложившимся в семье. Развивать познавательный интерес и потребность детей в коллекционировании.
2. Постановка проблемного вопроса: «Что нужно сделать, чтобы создать в группе коллекцию машин?»
Цель: Формировать умение детей рассуждать, высказывать свое мнение по решению данной проблемы
3. Чтение стихотворений о машинах моделях АвтоВАЗа.
Цель: систематизировать и расширить знания детей об автотранспорте и его моделях.
Физминутка «Едем на машине»:
Цель: формировать умение детей ассоциировать себя с машиной.
Еду - еду я в машине.
Руль туда-сюда кручу.
Ты быстрей езжай, машина!
На педали я давлю.
Что-то стало вдруг темно
И не видно ничего
Я включу скорее фары.
Чик - и стало все светло
Не пойму, что же случилось
Вдруг машина покосилась
У нее спустилась шина -
В этом есть и вся причина
Я насос скорей возьму,
Колесо качать начну.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Руки чисто отряхну
И опять свой путь начну.
(Выполнять движения руками в соответствие со словами) .
Прогулка
Цель: формировать интерес и умение определять свое отношение к машинам, как объектам пользования в жизни человека.
Наблюдение за работой по ремонту машины.
П/И «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Сюжетно-ролевая игра «Водители и гараж»
Цель: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими.
Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно заботиться о сохранности техники.
Вечер
1. Беседа с детьми на тему: «Автомобили ВАЗ – просто класс!»
Цель: формировать представление о родном городе – как о крупном центре отечественного автомобилестроения; формировать элементы экологического сознания дошкольников; воспитывать чувство уважения и благодарности к людям, создающим своим трудом лучшие автомобили.
2. Настольно-дидактическая игра
«Собери автомобиль».
Цель: развивать у детей способность объединять детали по общим признакам в общий элемент, развивать наблюдательность.
3. Дидактическая игра «Гаражи и автомобили»
Цель: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка, о цифрах; закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
2.2 «Освоение»
Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекции моделек ВАЗа.
Задачи работы с детьми
1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье, диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования моделек ВАЗа.
2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений мира машин закрепленных в предметах коллекционирования.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
ООД Образовательная деятельность
в режимных моментах
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
рисование «Машина семейства Жигули».
Цель: Учить детей рисовать машину семейства Жигули, передавать специфические особенности строения машины. Придерживаться предложенной последовательности детального изображения машины. Закрепить навык рисования гуашью и кистью.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
аппликация «Нива 2121».
Цель: Закрепить знания о внешнем виде, строении и внешних признаках модели Нива 2121. Закреплять умение детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы.
ОО «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений».
Теме: «Машины на нашей улице».
Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения и о видах транспорта. Совершенствовать умение считать в пределах 5 и правильно найти место числа в порядке возрастания. Упражнять в сравнении 4-5 предметов по высоте. Учить сравнивать 2 группы предметов, выраженные рядом стоящими числами 4 и 5. Закреплять употребление в речи слов: высокий, пониже, еще ниже, самый низкий. Утро
1. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Цель: закреплять знания о пользе и вреде автомобилей.
2. Рассказы детей об истории появления, принесенных ими машин, в их семьях и о ценностях, закрепленных в этих машинах.
Цель: способствовать формированию у детей представлений о ценностях мира семьи, закрепленных в предметах коллекционирования.
3. Создание проблемной ситуации: «Почему нельзя все принесенные машины оставить в групповой коллекции?».
Цель: развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации.
Физкультминутка:
Завели машину: ш-ш-ш. Вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. "Насос".
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза). Вращение воображаемого руля.
Едем-едем мы домой Движения имитирующие поворот руля
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, Руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп. Руки через стороны вниз, присесть
Прогулка
Наблюдение за работой шофера
Цели: знакомить с работой шофера; воспитывать положительное отношение к труду взрослых.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах; учить сочетать силу и быстроту.
П/И «Горелки».
Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя.
П/И «Перебежки — догонялки».
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
С\р игра «ГИБДД»
Цель: развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход».
Вечер
1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Цели: дать понятие о жанровых особенностях рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть; уметь оценивать поступки героев; развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации; учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.
2. Настольно – дидактическая игра «Что перепутал художник?». Цели: систематизировать и расширить знания детей о видах специального транспорта; находить, объяснять, исправлять ошибки; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
3. Настольно – дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цели: учить анализировать, сравнивать различные транспортные средства; развивать логическое мышление; развивать кругозор и познавательный интерес.
4. Дидактическая игра «Угадай транспорт». Цели: формировать умение детей по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
2.3 «Проживание»
Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и присвоению определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение раскрывать и передавать свое эмоциональное отношение к экспонатам коллекции.
2. Формировать у детей мотивацию сбора семейных коллекций.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
1. Работа в уголке, отведенном для оформления групповой коллекции машин моделей ВАЗа.
Цель: привлечь детей к оформлению коллекции – расстановке машин, выбранных для коллекции. Побуждать детей передавать свое эмоциональное отношение к экспонатам коллекции.
2. Рассматривание фотографий вазовского транспорта по градации их производства, принесенных из дома и выслушивание рассказов по ним.
Цель: способствовать установлению причинно-следственных связей между миром взрослых и миром предметов.
3. Беседа с детьми на тему: «Что еще мы можем коллекционировать дома».
Цель: способствовать формированию у детей стремления к присвоению полученного опыта к сбору семейных коллекций.
4. Настольная игра «Собери машину» состоит из плоскостных частей транспортных средств (кабина, кузов, колёса, груз, выполненных из фанеры.
Цель: закреплять у детей названия транспортных средств, учить называть их части, различать вид транспортного средства (легковой, грузовой и пассажирский, активизировать в речи детей названия цветов.
Прогулка
Наблюдение за автомобилями
Цель: закреплять знания об автомобилях; уметь различать их по назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
П/И «Цветные автомобили».
Цель: продолжать развивать двигательную активность с помощью игр с предметами
П/И «Кто лучше прыгнет?».
Цели: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.
Вечер
1. Сюжетно ролевая игра «Водитель пожарной машины»
Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя пожарной машины, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.
2. «Раскрась автомобиль»
Цель: формировать у детей способность раскрашивать транспорт, передавать специфические особенности машины, придерживаться предположенной последовательности детального изображения объекта, закрепить навыки раскрашивания.
3. Рассматривание рисунков «Семейство Лады», нарисованных дома с родителями.
Цель: привлечь детей к организации выставки рисунков. Вызвать у детей чувство гордости за свои рисунки
4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу»
Цель: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, умение действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители. Воспитывать уважение к людям разных профессий.
3. Рефлексирующий шаг
Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).
2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
1. Создание видеоролика «Наша коллекция».
Цель: вызвать у детей эмоционально-положительное отношение от проделанной работы. Закрепить у детей умение высказывать свое мнение о собранной коллекции.
2. Беседа-рассуждение с детьми на тему: «Какую следующую коллекцию мы можем собрать в группе?»
3. Просмотр мультфильма «Вазовские автомодели по истории развития».
Цель: Обобщить знания детей о назначении вазовского транспорта.
4. Рассматривание альбома «Наша семейная машина»
Цель: вызвать у ребенка желание рассказать о своей машине в семье.
5. Рассказ из личного опыта «Коллекция моей семьи»
Цель: вызвать желание у детей желание рассказать о традициях своей семьи, реликвиях и обычаях.
Прогулка «Мчатся по дорогам наших городов машины»
Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице; закрепить знания детей о разных видах транспорта, дорожных знаках; способствовать развитию познавательного интереса.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке
Цели: приучать поддерживать порядок на участке; воспитывать желание помогать другим.
П/И «Не замочи ног»
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
П/и «Стоп!»
Цель: упражнять детей в беге, умение реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
С /р. игра «Путешествие в мир транспорта»
Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли, учить моделировать ролевой диалог; закрепить знания о видах транспорта, их особенностях, воспитывать желание участвовать в совместных играх.
Вечер
1. Дидактическая игра «Автомобиль из геометрических фигур».
Цель: способствовать развитию воображения, творческого мышления, комбинаторных способностей детей.
2. Дидактическая игра «Продолжи предложение».
Цель: способствовать развитию речевой активности, логического мышления.
3. Чтение стихотворений о машинах.
Цель: систематизировать и расширить знания детей о спецтранспорте и его назначении.
5. Игровая ситуация «Дорожное движение».
Цель: закрепление у детей умение играть по правилам игры и использовать все правила дорожного движения и соблюдения их.
коллекционирования, которое является одним из элементов доступного и интересного вида совместной деятельности детей и взрослых (познавательно-исследовательской)
4. Шаг совершенствования
Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о мире общественных отношений, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности.
Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений.
Задачи работы с детьми
1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.
2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.
3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействие
с родителями
Образовательная деятельность
в режимных моментах
Утро
1. Оформление коллекции.
Цель: Привлечь детей к оформлению коллекцию различными предметами декорирования, сделанными дома вместе с родителями. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.
2. Презентация коллекции для детей других групп (пригласить детей других групп посмотреть на коллекцию).
Цель: Совершенствовать умение детей представлять свою коллекцию машин. Вызвать у детей чувство гордости и удовлетворенности от проделанной работы.
3. Постановка проблемного вопроса:
- Что было бы, если вазовские машины не развивались, не появились бы новые модели?
Цель: активизировать познавательный интерес детей. Формировать умение рассуждать, приводить и высказывать доказательные аргументы.
Прогулка
Наблюдение за транспортом
Цель: воспитывать умение понимать значение и функции автомобиля; закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло; формировать умение отличать грузовой автомобиль от легкового.
П/и «Разные машины»
Цель: развивать быстроту бега с изменением направления, умение действовать по зрительному ориентиру, воспитывать выдержку, умение действовать в коллективе.
Д/и «Что лишнее»
Цель: учить детей классифицировать предметы: находить предмет отличный от остальных по одному или нескольким признакам.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Вечер
1. Беседа-рассуждение с детьми на тему: «Какую следующую коллекцию мы можем собрать в группе?»
Цель: учить связно, последовательно описывать предмет, составлять сравнительный рассказ, используя монологическую и диалогическую речь.
2. Предметное рисование «Машина ВАЗа».
Цель: закрепить умение детей рисовать машины согласно определенному алгоритму.
3. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт», сюжет «Тюнинг Авто».
Цель: закрепить умения детей быстро принимать решения в переделывания машин. Формировать умение детей действовать в игре сообща, распределять роли, действовать согласно плану.
4. Введение новой групповой традиции «Расскажи о своей коллекции»
Цель: формировать у детей умение применять знание о опыт, полученный в коллекционировании; развивать творческие и коммуникативные навыки детей в оформление коллекции