Елена Косарева
Семейное воспитание ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца»
(В. А. Сухомлинский).
Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И. С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.
Публикация «Семейное воспитание ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.
-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.
-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что делать?
Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже - авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже -непоследовательное воспитание».
Нет ни одного родителя, который не хотел бы видеть в своем чаде высококультурного и нравственного человека. Но не каждый родитель понимает, что воспитание этого высококультурного человека ложиться, как раз на их плечи. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство, умение управлять собой.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.
Что же должно происходить в жизни ребенка, чтобы у него формировалось доверие к этому миру? Родителям нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок отправится в жизнь именно с теми ценностями и установками, которые получил в детстве. Лен Толстой уже в преклонном возрасте писал: «От пятилетнего до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего целое расстояние». Семья воздействует на ребенка на протяжении длительного времени, часто — на протяжении всей жизни.