Лилия Низамиева
Система работы с родителями по ПДД
Самое ценное - здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта в Республике Татарстан особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Публикация «Система работы с родителями по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
В нашем саду знаками и плакатами по правилам дорожного движения встречаешься везде. Войдя на территорию детского сада, обращаешь внимание на «Веселого светофора» на стене здания, во дворе - разметки улиц и переходов. В холле оформлен большой стенд для детей и родителей, где освещается работа нашего детского сада по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма. По плану проходят выставки рисунков и поделок, где принимают участие родители и дети.
Работа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма проходит наиболее эффективной, если ее вести в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями. Родители являются примером для детей. Совместно с родителями проводим развлечения, тематические вечера, анкетирование, а также родители с детьми проводят исследовательские и творческие презентации на различные темы по ПДД и представляют свои работы на заседаниях клуба «Безопасность ребенка - забота семьи».
Совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё! Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания… Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.
Но зачастую мы встречаемся с тем, что родители почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям, педагогам. Я столкнулась с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей моих воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираюсь на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаю те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаю, будут интересны родителям.
Современные родители на сегодняшний день в основном имеют высокий уровень образования. У многих за плечами по два высших образования, но, по моим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.
Для решения этой проблемы, я поставила перед собой задачи в работе с родителями :
1. Показать важное значение роли семьи в изучении правил безопасного поведения на дорогах, в транспорте, в общественных местах.
2. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение понимать своих детей, учитывая их возрастные особенности развития.
3. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними.
4. Развивать у детей и родителей интерес к совместной деятельности.
5. Познакомить родителей с традициями и формами организации досуга в семьях.
6. Мотивировать родителей на закрепление пройденного материала в детском саду.
Чтобы ознакомиться с мнением родителей к ответственному отношению безопасности детей в транспорте, я провела анкетирование родителей «Безопасность ребёнка – в руках родителей». По результатам анкетирования, сделала выводы, что родители заботятся о безопасности ребёнка в собственном транспорте.
В анкетировании среди родителей было опрошено 15 родителей. Ответы на вопросы родителей показали, что родители не равнодушны к этой теме.
На первый вопрос, какой стиль управления автомобилем вы применяете, если в автомобиле ребёнок. Из 15 родителей 7 ответили – спокойный и осторожный, 8 – соблюдаем ПДД.
На второй вопрос, следите ли вы за тем, чтобы ребёнок всегда пристёгивался ремнём безопасности. Все ответили –да.
На следующий вопрос, какое, по вашему мнению, самое безопасное место для ребёнка в автомобиле, ответили: на заднем сиденье, слева -2, на заднем сиденье, справа – 7, засомневались – 6 родителей.
На четвёртый вопрос, какое место во время поездки занимает ваш ребёнок в автомобили, ответили: на переднем сиденье пассажира, только при наличии специального детского сиденья -3, на заднем сиденье автомобиля – 12 родителей.
На последний вопрос, какие дополнительные меры предосторожности вы используете, чтобы обезопасить ребёнка в автомобиле, 3 родителей рассказывают о правилах поведения в автомобиле, 12 – тщательно проверяют исправность автомобиля.
Исходя из результатов анкетирования родителей и диагностики детей, составила план совместной деятельности по изучению ПДД.
План совместных мероприятий с родителями.
Мероприятие Дата Ответственный
Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Сентябрь Старший воспитатель, воспитатели групп
Анкетирование родителей
Выставка рисунков Октябрь Воспитатели
Консультация для родителей- «Безопасность детей - забота взрослых»
Ноябрь Старший воспитатель, воспитатели групп
Встреча с работниками ГИБДД (Профилактика детского травматизма на дорогах города) Декабрь Заведующая ДОУ
Совместная проектная работа январь Воспитатели,
родители
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Февраль Воспитатели групп
Конкурс поделок. март воспитатели
1. Семинар-практикум для родителей детей подготовительной к школе группы «Создание маршрута первоклашки»
2. Разработка индивидуальных карт – маршрутов для детей «Дорога в школу и домой» апрель Старший воспитатель, воспитатели групп
КВН «Дорожная азбука» май Старший воспитатель, воспитатели групп
Подготовила консультации для родителей «Безопасность детей - забота взрослых», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог». Цели этих консультаций: дать понять родителям то, какую роль занимает изучение правил дорожного движения в жизни ребенка.
Следующим моим шагом было организация клуба «Безопасность ребенка - забота семьи». На заседаниях клуба использовала такие формы работы как :
- консультации;
- анкетирование;
- КВН;
- Совместная исследовательская проектная деятельность родителей и детей.
Например, во время изучения темы «Виды транспорта», родителям было дано задание изучить специальный вид транспорта совместно с детьми дома. После самостоятельного рассмотрения темы они сделали поделку. Каждый этап работы запечатлели фотоснимком и создали презентацию. На занятиях по окружающему миру, дети с удовольствием рассказали о своих работах, защитили презентацию. Данный вид деятельности понравился как родителям, так и детям.
Я считаю, что благодаря таким мероприятиям, создаю условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогли улучшить эмоциональный контакт между ними, научили их совместной деятельности.