МААМ-картинки

Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Галина Данилогорская
Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Методическая разработка воспитателя Данилогорской Г. С.

Понятие самообслуживания в дошкольной педагогике

Воспитание и формирование самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Дошкольный возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У ребенка появляется стремление к самостоятельности. Необходимо в этот момент поддержать, развить у него навыки определённые навыки самообслуживания, тогда впоследствии ребёнок приобретёт такие качества как трудолюбие, аккуратность и бережное отношение к вещам [40]. Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Именно с этого возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, желание добиться успеха, уверенность в себе, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Публикация «Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах

С точки зрения психологов, самообслуживание - это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей личной одеждой.

Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, опрятности в одежде, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует выделить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Навык самообслуживания это-понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды. В педагогическом отношении навыки самообслуживания это вошедшие в привычку, укоренившиеся тесно связанные с внутренними качествами человека внешние проявления личности. Исходя из этих положений, можно сказать, что самообслуживание является основным видом труда ребенка дошкольного возраста. Ежедневное выполнение элементарных трудовых действий должно приучать детей к систематическому труду.

Формирование умений и навыков самообслуживания отождествлены с культурно-гигиеническими и санитарно-гигиеническими навыками, так как напрямую связаны с соблюдением чистоты и порядка. Самообслуживание также является видом детского труда, которое направленно на обслуживание самого себя, а именно: одевание, раздевание, прием пищи, санитарногигиенические процедуры. На сегодняшний день задачи развития навыков самообслуживания остаются актуальными на всех возрастных этапах развития личности дошкольников. Следует обратить внимание на то, что взрослые, окружающие ребенка, должны оказывать помощь в развитии умений и навыков самообслуживания, тем самым вызывать у детей желание и потребность в приобретении собственного опыта, в получении определенных умений, способствующих успешной социализации.

Формирование навыков по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок обнаруживает важность заботы о себе и стремится быть полезным, не затрудняя окружающих. И как, правило, приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель и её исход: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки-можно садиться заниматься. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенное физическое и умственное усилие он осознаёт, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе, оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В дошкольных образовательных учреждениях обучение самообслуживанию дошкольников составляет целое направление работы.

Поэтому для фиксирования навыка необходимо всегда соблюдать последовательность операций, входящих в состав сложного действия. Эту особенность динамического стереотипа необходимо учитывать при обучении детей тем или иным навыкам. Чтобы научить ребенка одеваться, надо указать ему, что сначала следует надеть нижнее белье, майку, колготы, а потом платье и обувь. Если ребенок каждый раз будет выполнять это в такой именно последовательности, у него вскоре закрепится навык самообслуживания.

Самообслуживание обладает воспитательными возможностями. В процессе самообслуживания у ребенка воспитывается стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов.

Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в социуме. Формирование у дошкольников навыков необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Усвоение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на личную самооценку ребенка, и является важным шагом на пути к его независимости.

В младшем дошкольном возрасте-3-4 года у ребёнка начинает складываться сознательное руководство своим поведением. Во много раз повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду»). Ребёнок начинает верить в свои возможности. Уже может намечать цель, но его внимание по-прежнему остаётся неустойчивым, он всё так же быстро отвлекается, утомляется. Особый интерес ребёнок проявляет к людям, выполняющим какую-либо работу.

Организация, самообслуживания в детском учреждении и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Одной из значимых особенностей детей раннего возраста является легкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом заново переучивать.

Таким образом, главной особенностью формирования навыков является поддержание интереса к навыку самообслуживания. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании и других навыках. А также решающее значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия. Самообслуживание тесно связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи. Важное значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима. Чёткий, размеренный распорядок жизни это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

Необходимые условия для формирования навыков самообслуживания :

- необходимо развивать мышцы рук и пальцев, так как это является необходимой предпосылкой в освоении движений, развития умений урегулировать все мышечные усилия в процессе необходимых предметных действий;

- формирование и развитие координации в системе, под названием «глаз - рука»;

- развитие способностей подражательных, так как они необходимы для подражания показываемых действий, ввиду того, что у дошкольников усвоение движений происходит за счет подражания действиям окружающих; - активизации развития умений сравнение, дифференцирования движений, оценки их качества;

- формирование и совершенствования умений устанавливать взаимосвязи между характером движения и его регулятором

Пошаговое выполнение действий создает условия для осознания ребенком всего хода выполнения комплекса взаимосвязанных, последовательных движений. Так, каждый навык самообслуживания включает в себя последовательно-осуществляемые действия, которые необходимо произносить вслух на начальных этапах. Развитие самообслуживания в детском саду проводится в двух формах : индивидуальной (отрабатываются отдельные операции) и групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего возраста можно формировать различными методами : словесный, наглядный, практический.

В детских садах, где педагогические работники взаимодействуют с группой детей, каждый из которых имеет индивидуальные уровни развития навыков самообслуживания, возможны трудности. Преодолеть эти трудности невозможно без сотрудничества с семьей.

Постепенно, по мере усвоения детьми навыка, воспитателям и родителям следует показывать меньше, больше предоставляя ребенку возможности действовать по словесному указанию. Для того чтобы его движения были точными и четко осознанными, вначале объяснения должны носить подробный характер и постепенно переходить к общим напоминаниям.

Самообслуживание – это деятельность, направленная на самообеспечение личных нужд бытового характера, выполнение санитарногигиенических норм и т. д. Самообслуживание – это обслуживание себя своими собственными силами, без использования помощи других. Самообслуживание включает постоянную заботу о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигиенические правила. Таким образом, при создании необходимых условий, повседневность труда по самообслуживанию создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал необходимые для обслуживания себя своими собственными силами без помощи взрослого навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра»Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра» «В гостях у МОЙДОДЫРА» Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Опубликовано: 15 мая 2021 в 20:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические приемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Данилогорская (УИ 2672169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД