Лидия Орлова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через формы рисования
▼ Скачать + Заказать документы
План профессионального самообразования
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».
Воспитатель Орлова Л. Ю. 2020-2021уч. год.
Актуальность:
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через формы рисования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости, мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель работы по теме самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
• Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
• Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
• Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
• Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками
• Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
• Воспитание дружбы, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Перспективный план по самообразованию.
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1. «Поляна с цветами» Рисование мятой бумагой Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.
2. «Золотая волшебница осень» Тычок жёсткой полусухой кистью Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.
Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
ОКТЯБРЬ
1. «Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)» Монотипия Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени.
Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года (Осень)», компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация нетрадиционная техника рисования - «монотипия».
2. «Гроздь рябины» Рисование ватными палочками
Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. Гроздь рябины (картинка или настоящая, краска красного цвета (гуашь, шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка.
НОЯБРЬ
1. «Волшебные кляксы» Кляксография Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии.
Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.
Воспитывать аккуратность. Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
2. «Однажды в осеннем лесу» Печать по трафарету поролоном Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Учить правильно, располагать детали композиции.
Развивать творчество и фантазию у детей.
Воспитывать эстетические аккуратность при выполнении работы. Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая).
ДЕКАБРЬ
1. «Зимняя сказка» Граттаж Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника. Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима.
2. «Новогодняя ночь» Набрызг Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.
ЯНВАРЬ
1. «Новогодняя ёлочка» Пластилинография Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.
Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.
Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.
2. «Новогоднее волшебство» Рисование цветными мыльными пузырями
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.
Развивать воображение, фантазию;
Формировать умение находить в своем необычном рисунке художественный образ, дополнять его нужными деталями.
Поощрять детское творчество, инициативу
Мыльные пузыри
(цветной мыльный раствор, альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение.
ФЕВРАЛЬ
1. «Зимний пейзаж» Кляксография Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография». Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Воспитывать интерес к данному виду рисования.
Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
2. «С Днем Защитника Отечества» Цветной
граттаж
Познакомить с навыками работы в технике граттаж, содействовать творческому воображению в работе.
Развивать навыки композиции, зрительную память.
Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, вызвать интерес к изобразительному искусству.
Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
МАРТ
1. «Подарок для мамы» Тычок жёсткой полусухой кистью Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы : внимание и любовь к близким, желание делать подарки. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2. «Весна» Монотипия Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия»;
Познакомить со способом и последовательностью выполнения работы;
Тренировать зрительную память, воображение, художественную фантазию;
Прививать навыки владения художественными материалами, приемами работы красками, организован
ности и аккуратности в работе;
Воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых качеств, сознательности и активности в обучении.
Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
АПРЕЛЬ
1. «Космос» «Печать поролоном по трафарету; набрызг» Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования Трафареты и принадлежности для рисования.
2. «Подводный мир» Рисование цветными мыльными пузырями Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.
Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.
Мыльные пузыри
(цветной мыльный раствор, альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение.
МАЙ
1. «Праздничный салют» Граттаж Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;
Развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах.
Воспитание аккуратности в выполнении работы. Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
2. «Одуванчики в траве» Рисование мятой бумагой Закрепление работы с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. Воспитывать бережное отношение к природе. Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.
Работа с родителями
Сроки Содержание работы Практические выходы
сентябрь Консультация «Нетрадиционная техника рисования».
«Интерес к нетрадиционным техникам рисования у детей»
Информация в уголке для родителей.
Анкета для родителей
октябрь Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования».
Папка – передвижка
ноябрь Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе
Помощь оформление ИЗО уголка.
декабрь Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию» Информация в уголке
для родителей
январь Рекомендации «Развитие мелкой моторики рук при использовании нетрадиционной техники рисования в детском творчестве».
Буклеты для родителей
февраль Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества». Памятка для родителей
март Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома» Информация в уголке
для родителей
апрель Папка-передвижка
«Чем и как можно рисовать».
Папка – передвижка
май
Выставка работ детей
Выставка работ детей для родителей
Самореализация
Сроки Содержание работы Практический выход
сентябрь Изучение литературы, подбор техник.
октябрь Сбор информации для составления картотеки
нетрадиционной техники рисования
картотека нетрадиционной техники рисования
декабрь Буклет «Нетрадиционные техники рисования» Консультация для воспитателей
март Альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования Альбом
май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педагогическом совете
Используемая литература:
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
4. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. М., 2004.
5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
7. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
8. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2011.
10. Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/; https://www.maam.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.openclass.ru/; https://pandia.ru/.