Надежда Терехова
Самообразование в ДОУ «Финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»
План работы по самообразованию
"Формирование экономических основ в ДОУ»
Составила: воспитатель
Терехова Надежда Андреевна
г. Мышкин, 2019г.
Актуальность: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Публикация «Самообразование в ДОУ „Финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Предполагаемый результат:
Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.
Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Участники: Дети, воспитатель, родители.
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
Реализация плана по самообразованию строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Этапы самообразования :
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Основные формы реализации плана по самообразованию :
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
• Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми
Дата Форма работы Название мероприятия Исполнитель
сентябрь Опросник «Мой ребенок и финансовая грамотность»
Дидактическая игра «Заветные желания»
Беседа «Что такое деньги»
октябрь Дидактические игра «Доход-расход»
Сюжетно – ролевые игра «Магазин»
Чтение художественной литературы С. Я. Маршак "Кошкин дом" "Телефон"
ноябрь Дидактическия игра «Потребности и возможности»
Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
Знакомство с литературным произведением К. И. Чуковский "Телефон"
Беседа «Кем работают мои родители»
декабрь Дидактическая игра «Профессии»
Беседа «Деньги»
НОД «Путешествие в Эконмию»
Январь Сюжетно – ролевая игра «Банк»
Чтение экономической сказки «Путешествие монетки»
февраль Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик»
Март Рисование «Путешествие в страну профессий»
Отгадывание загадок про профессии
Апрель Знакомство с литературным произведением Р. н. сказка "Как барин овцу купил"
Виртуальная экскурсия в банк
Экономическая сказка
Май Чтение художественной литературы Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества.
Цель: объяснить необходимость экономического воспитания детей в дошкольном возрасте.
План сотрудничества с семьей
Направление сотрудничества С какой целью используется Дата\Форма общения
Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. сентябрь
Проведение опросов, анкетирование: «Мой ребенок и финансовая грамотность» (Приложение)
Познавательное Ознакомление родителей с финансовой грамотностью в ДОУ. Включение в родительские собрания консультаций на темы:
Сентябрь "Формируйте у детей разумные потребности"
май
«Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Выставка методической литературы по финансовой грамотности в ДОУ
декабрь
Разработка памяток по формированию экономических основ у детей дошкольного возраста.
Итог
Было ли достигнуто главное? Дошкольники приобрели первичный экономический опыт, научились устанавливать разумные экономические отношения.
Родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Май
Отчёт на педсовете.
Использованная литература:
1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
2. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Высшая. школа, 2007.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] : примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.
6. Интернет ресурсы.
Приложение 1.
Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.