Татьяна Плескунова
Самообразование учителя-логопеда «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
учителя-логопеда Плескуновой Татьяны Андреевны
Тема: «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ»
Новокузнецкий городской округ, 2020
Тема: «Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ»
Цель :повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности в развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ.
Задачи:
Публикация «Самообразование учителя-логопеда „Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- разработать основные направления логопедической работы по формированию правильного речевого дыхания.
- изучить различные методики формирования физиологического и речевого дыхания у детей с нарушением речи;
- повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах формирования физиологического и речевого дыхания;
- подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания;
-оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания;
Месяц Воспитанники Родители Педагоги Самообразование
Сентябрь Изучение научной и учебно-методической литературы по данной теме самообразования, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей.
Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2004.
Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. СПб, 1999.
Октябрь Продолжать изучение учебно-методической литературы по данной теме самообразования, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей. Бурлакина О. В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб., Детство-Пресс, 2012.
Ноябрь Заочное онлайн изучение выбранной темы самообразования. Прослушивание вебинаров.
Декабрь Оформление наглядной просветительской информации: стендовая консультации Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в развитии речи ребёнка»
Составление картотеки для развития речевого дыхания-оформить картотеку игр и упражнений для развития правильного физиологического и речевого дыхания;
Январь Презентация буклета «Дыхательная гимнастика»
Просмотр различных интернет-источников, относящихся к теме самообразования.
Февраль
Оформление наглядной просветительской информации: памятки, буклеты. Изготовление тренажеров для дыхания.
Март Подобрать комплекс упражнений для развития физиологического и речевого дыхания.
Апрель Консультация: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи». Поиск новых инновационных методов развития речевого дыхания.
Май Анализ проведенной работы и степени реализации поставленных целей и задач.
Обоснование выбранной темы
Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ являются одними из актуальных проблем специальной педагогики на современном этапе её развития. Особенно актуальной проблемой на современном этапе является обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи, поскольку именно в эти периоды нарушения речи можно сгладить и преодолеть, что значительно поможет ребёнку в дальнейшем обучении в школе и в социальной адаптации.
У детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем:
SSS 8210; слабый вдох;
SSS 8210; недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;
SSS 8210; неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.
Это приводит к нарушению звукопроизношения и просодической стороны речи. Ребенок говорит тихо, интонационно невыразительно, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»). Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком. Начинать работу необходимо с выработки сильного, длительного, ротового выдоха. Для решения этой задачи мы используем различные игры и упражнения.
Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ в дошкольном учреждении коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно, если имеет место взаимодействие и преемственность в работе логопеда. Это определяет актуальность совершенствования работы по коррекции речевого дыхания в рамках деятельности логопеда.
Инструментом стимулирования речевого дыхания является игровая деятельность.
Итогом работы должно стать создание методологического инструментария (рекомендаций, картотек игр, консультаций, буклетов, пособий по дальнейшему совершенствованию дыхательной функции).