Смирнова Наталья Николаевна
Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема: «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Актуальность: На актуальность развития мелкой моторики у детей 4-5 лет указывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образование.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Задачи, по самообразованию:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
2. Реализовать программу по «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
3. Обобщить опыт работы по теме и представить его педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Просвещать родителей (законных представителей) в теме «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Стимулировать родителей (законных представителей) к совместным с детьми играм на развитие мелкой моторики.
Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в деле развития «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Используемые принципы при реализации программы:
1. Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на развития художественно-творческих навыков детей раннего возраста практически апробированными методиками.
2. Гуманизация. Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру, приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к миру и природе.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Динамичность: интеграция модуля в разные виды деятельности.
5. Комплексность и интегративность: решение задач художественно-эстетического развития в системе всего образовательного процесса.
6. Педагогическая диагностика
Периодичность мониторинга 2 раза в год: в октябре и мае. (см. Приложение№1)
Работа с детьми
Количество занятий: 1 раз в неделю - 20 минут. Занятие организуется педагогом в вечернее время за рамками образовательной деятельности.
Количество занятий в год –32 занятий (включая диагностику в октябре и мае, творческие недели)
Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения со взрослыми. А также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.
Месяц Неделя Содержание работы
Октябрь 1 Диагностика
2 Диагностика
3 Д/и. : «Прищепки» Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры
4 «Кто скорее свернет ленту?» Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Ноябрь 1 «Путешествие пальцев» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
2 Игры с камешками Марблс: работа по образцу «Заполни предметы»,
3 «Почини одежду зайчатам» Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
4 «Сделай бусы» Цель: Учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.
Декабрь 1 Дидактические игры с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе).
Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук.
2 «Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
3 Игра «Успевай-ка!»
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
4 «Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
5 Игра с пуговицами
Цель: Развивать мелкую моторику можно с помощью маленьких пуговиц.
Январь 2 Игра со шнуровкой Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук.
3 «Карандаш» Цель: развитие и тренировка координации движений кисти руки.
4 Игра «Апельсин» Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук.
Февраль 1 Игра с карандашом Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук.
2 Игра «Человечек»
Цель: Развитие точности движения пальцев
3 Игра с карандашом. Проведи линии. Цель: Совершенствовать умение правильно держать карандаш, владеть им выполнении линий. Формирование навыка наносить линии в одном направлении, совершенствовать навыки обведения по контуру. Стр. 1-2
4 Шнурочки Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук.
Март 1 Игра с карандашом. Дорисуй и раскрась картинку. Цель: закрепить умение правильно держать карандаш тремя пальцами, упражнять в закрашивании рисунка карандашами не выходя за контур,. Стр. 3,5
2 «Дорисуй картинку с помощью пробок»
Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.
3 Чудесный мешочек. Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти.
4 Игра с карандашом. Дорисуй картинки. Цель: закрепить умение правильно держать карандаш тремя пальцами. Стр. 8
Апрель 1 Дидактическая игра: «Крупинки-придумки»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
2 Инсценировка сказки «….»
развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.
3 Игра-шнуровка.
Цель: развивать мелкую моторику руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
4 «Укрась бабочку» Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький.
Май 1,2 Игра развивает точность движении. Цель: закрепить умение правильно держать карандаш тремя пальцами, упражнять в закрашивании рисунка карандашами не выходя за контур, в одном направлении, неотрывными движениями.
3 Диагностика
4 Диагностика
План работы с родителями
Месяц Мероприятие
октябрь Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
ноябрь Рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
декабрь Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
январь Презентация «Наши ловкие пальчики»
февраль Совместное изготовление пальчикового театра.
март Видео показ пальчиковой игры «Апельсин»»
апрель Совместное изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
май Совместное составление буклетов «Развиваем мелкую моторику»
Возможные изменения в плане.
Этапы реализации
I. Подготовительный этап (октябрь 1-2 неделя 2021г.)
- Составление плана по самообразованию, обоснование темы.
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования.
- Подбор дидактического и иного материала, необходимого для реализации плана по самообразованию.
- Проведение входной диагностики.
II. Этап реализации (октябрь – май)
- Реализация запланированных мероприятий с детьми и родителями
III. Заключительный этап (май 3-4 недели 2022г.)
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение опыта проделанной работы. Составление плана на следующий учебный год.
Приложение 1
Механизм педагогической оценки
Для мониторинга используется разработанная авторская таблица и критерии оценки.
Ф, И ребёнка Критерии оценивания
Упражнения на координацию движений Упражнения на повторение фигур из пальцев Упражнения на дорисовывание Итого
нг кг нг кг нг кг нг кг
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
По окончании реализации программы воспитанник должен:
-Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
- Завязывать узелки на веревке.
-Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
- Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
- Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
5. Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.