Господарская Лена
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования меж личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа
Обобщение опыта работы по теме:
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования меж личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста» (1 год)
Выполнила: Господарская
Елена ивановна,
воспитатель
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны
изменить» М. Горький
Темочки:
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из самых главных мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становление опыта
Мы знаем, что через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Актуальность опыта
Актуальность опыта определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.
Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирование общественных качеств детской личности определила А. П. Усова. Вместе с тем, в работах исследователей недостаточно изучены отдельные психолого-педагогические аспекты сюжетно-ролевых игр : как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, воздействие воспитателя на процесс развития самостоятельности детей в сюжетно-ролевых играх.
Современная научно-методическая литература представляет значительное количество исследований, посвящённых отдельным направлениям совершенствования игры, её психолого-педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов.
Игра - одно из замечательных явлений жизни. Наблюдая за детскими играми, К. Д. Ушинский пришёл к выводу, что «для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»
Исследования многих отечественных и зарубежных учёных - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) посвящены своеобразию игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности : ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Опыт актуален, так как он позволяет разрешить некоторые противоречия:
- между стремлением ребенка включиться во взрослую жизнь и неумением моделировать взаимоотношения.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития опыта ребенка в игре.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась в течение пяти лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (октябрь 2010 года) до момента выявления результативности.
1этап - начальный (констатирующий) – октябрь 2010года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
2 этап - основной (формирующий) – октябрь 2011 – 2012 года.
На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста игровых умений с использованием информационно-коммуникационных технологий.
3 этап - изготовление картотеки сюжетно-ролевой игры – октябрь 2012 – 2013 года.
4 этап - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре - октябрь 2013 – 2014 года, работа с педагогами ДОУ, с родителями. Проведение сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками «Мастерская Деда Мороза», выступление на педсовете «Актуальность сюжетно-ролевой игры в ДОУ», родительское собрание, паки – передвижки.
5 этап - становление опыта, оценка результатов, описание работы – 2014 – 2015 года.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативных технологий.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности : ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Для этого надо научить детей играть.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т. е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются.
II. Технология опыта
Цель: формирование игровых умений через сюжетно-ролевую игру.
Задачи педагога:
- анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования сюжетно-ролевой игры дошкольников.
- выявить уровень сформированности игровых умений дошкольников.
- Разработать комплексно-тематический план работы с использованием информационно-коммуникативных средств, с целью повышения уровня игровых умений дошкольников.
- создать базу дидактических материалов, картотеку необходимую для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению.
- разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста.
Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы, которые сегодня наполнили новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают активность, процесс самопознания.
Принцип научности. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетения реальности и вымысла. По мнению Д. Б. Эльконина, сам факт принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры. Л. С. Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у дошкольников замысла игры, который, в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создаем следующие условия:
- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- создаются необходимые атрибуты к игре;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Т
Для детей дошкольного возраста в средней группе были организованы:
• книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах; для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные настольные игры «Профессии» и др. ;
• театрализованный уголок, где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты;
• мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Кафе» и др. ;
• уголок со строительным материалом; уголок физической культуры; уголок экспериментирования;
• уголок природы, где проходит трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями;
• подобраны дидактические и настольные игры;
• созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок;
• созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов;
• имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);
• подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей.
В развивающей среде педагог использовала знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы заместители, музыкальные произведения, произведения русского народного фольклора, изготавливала атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Поэтому, работая в группах с детьми раннего возраста, стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.
Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка.
Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.
Вначале предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей использую различные методические приемы : экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.
Большое внимание уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)
Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:
- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- создаются необходимые атрибуты к игре;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Важно отметить, что при переходе ребенка в старшую и затем подготовительную в школу группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления «самости» дошкольников : самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширению границ внешнего мира.
В развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с окружающей средой, наполняется и совершенствуется информационная среда.
Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды, таким образом, чтобы дети проявляли игровую активность, самостоятельность. Привлекаем родителей к созданию окружающей обстановки, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, проявление устойчивого интереса к окружающему миру. Для диагностики игровой деятельности мы использовали диагностические карты и материалы из программы «Мониторинг в детском саду»
Уровень сформированности игровых умений детей старшей группы в начале года
Уровень сформированности игровых навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
2017год 33% 55% 11%
Исходя из результатов мониторинга, сделала вывод о том, что у детей недостаточно сформирована игровая деятельность, следовательно, использованные ранее методы не были эффективными.
Исходя из результатов обследования в конце года получены следующие данные: высокий уровень сформированности игровых навыков увеличился на 13%, средний уровень изменился на 7%, низкий уровень изменился с 11% до 6%.
Контрольное обследование детей позволило определить изменения в повышении уровня формирования игровых навыков у детей.
Таблица
Уровень сформированности игровых навыков Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
2017 год 11% 55% 33%
2018 год 0% 42% 58%
Изменение уровня Уменьшение на 11% Увеличение на 13% Увеличение на 25%
Диагностика детей показала, что играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. В игре развиваются воображение, мышление, речь детей. Чаще всего сюжетом игры дети выбирают хорошо знакомые ими события и ситуаций, наблюдаемые ими в реальности.
Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития игровых умений и навыков, что доказывают результаты мониторинга 2017года: высокий уровень – 33%, 2018 год – 58%. Игра - основной вид деятельности ребенка. Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника : стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Также игра удовлетворяет потребности ребенка в общении, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. В игре ребенок учится ставить цель, планировать, добиваться результатов, то есть в ней зарождаются основы трудовой и учебной деятельности, развивается воображение.
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».
2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».
3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».
4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».
5. Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»
6. «Самообразование: с чего начать?»
human-life.narod.ru›files/06_1.html
7. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. detskiysad.ru›igra/suzhet02.html
8. Образовательные порталы.
Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр : научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.