Лучший педагог года

Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО

Светлана Погнерыбко
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование педагога средней группы Погнерыбко С. Н. по теме:

«Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» (автор Н. В. Нищева)

Пояснительная записка.

Звуковая культура речи и подготовка дошкольников к обучению грамоте – одно из новых направлений работы воспитателей общеразвивающих групп.

Темочки:

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.

Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.

На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники с пяти до семи лет обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.

Это требует специальной подготовки воспитателей, оснащения процесса работы необходимыми методическими и дидактическими материалами.

Но самое главное заключается в том, что федеральная программа выстраивает систему работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.

В младшей группе для детей с трех до четырех лет проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц, то есть десять занятий в год.

Кроме того, в другие занятия по развитию речи включаются упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями и т. п. Длительность таких упражнений от двух до пяти минут.

Стоит сказать и о необходимости проведения упражнений по уточнению произношения звуков у детей в утренний отрезок времени после утренней гимнастики.

Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука. Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.

В средней группе для детей с четырех до пяти лет проводится два занятия по ЗКР в месяц, то есть двадцать занятий в год. В другие занятия по развитию речи по-прежнему включаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, уточнения произношения звуков, подвижные речевые игры.

Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как в этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения, выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.

Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.

В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с’], [з] ([з’], [ц], а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Ведется работа по освоению детьми подгруппы сонорных звуков ([л] ([л’], [р] ([р’]).

Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО. На сайте Федерального института развития образования в «Навигаторе программ дошкольного образования» представлена парциальная программа автора данного методического пособия, Н. В. Нищевой, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», основанная на аналитико-синтетическом методе, прошедшая экспертизу, рекомендованная к использованию, имеющая полный методический комплект.

Конечно, для проведения полноценных насыщенных занятий, приведенных в настоящем пособии, желательно приобрести пособия методического комплекта, но возможно заменить все необходимые предметные и сюжетные картинки, игрушки теми, которыми вы располагаете.

Возможно, многие коллеги скажут, что в настоящее время у воспитателей нет времени на подготовительную работу к занятиям по ЗКР, но при очерченных Федеральной образовательной программой задачах работы по этому направлению решение всех этих задач в рамках занятий невозможно. Используйте утренние часы, когда вы принимаете детей, несколько сократите время утренней гимнастики для проведения индивидуальной работы и артикуляционной гимнастики, на прогулке разучивайте игры и упражнения, которые будете включать в занятия.

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.

Задачи и содержание работы воспитателей по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте (выдержки из Федеральной образовательной программы дошкольного образования)

Младшая группа. 3—4 года

Звуковая культура речи

Задачи

Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Содержание

Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.

Подготовка детей к обучению грамоте

Задачи

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Содержание

Педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.

Средняя группа. 4—5 лет

Звуковая культура речи

Задачи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Содержание

Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Подготовка детей к обучению грамоте

Задачи

Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Содержание

Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.

Перспективное планирование работы воспитателей по звуковой

культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Младшая группа. 3—4 года

Звуковая культура речи

Развивать звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно произносить гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы], простые твердые и мягкие согласные звуки (звуки раннего онтогенеза) ([м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’З, [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [в], [в’], [ф], [ф’], сложные мягкие согласные звуки (звуки позднего онтогенеза) ([с’], [з’], [л’], готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению сложных твердых звуков (звуков позднего онтогенеза) ([с], [з], [ц]).

Сформировать понятие «звук». Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, учить слышать и различать сначала неречевые звуки (звучание дудочки, погремушки, колокольчика, барабана, свистка, игрушки-пищалки; вой ветра, шум дождя, морской прибой, звон капели; звуки, произво-димые бытовыми приборами и различными машинами, и т. п.).

Учить слышать и различать изолированные гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы]) сначала с опорой на картинки — символы звуков, потом без зрительной опоры.

Учить слышать и различать специально интонируемый педагогом звук в слове.

Подготовка к обучению грамоте

Сформировать понятия «звук», «слово». Учить соотносить слово с соот-ветствующим предметом, объектом, изображением.

Средняя группа. 4—5 лет

Звуковая культура речи

Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза, свистящих и шипящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мягких сонорных звуков ([л’], [р’]). Готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению шипящих и твердых сонорных звуков ([л], [р]).

Совершенствовать звукопроизношение, интонационную выразительность речи, тембр, силу голоса при рассказывании чистоговорок, потешек и стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствовать словопроизношение при рассказывании чистоговорок, потешек, стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствовать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение слышать и различать гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза, свистящие звуки и шипящие звуки.

Подготовка к обучению грамоте

Закрепить понятия «звук», «слово», учить понимать и употреблять эти слова при выполнении специальных упражнений, в речевых играх.

Формировать представление о том, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, могут быть разными по длительности звучания (короткие и длинные).

Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Итогом работы по самообразованию будет ежеквартальный отчет по итогам освоения детьми пройденного материала.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО
Опубликовано: 28 августа 2024 в 18:13
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Погнерыбко (УИ 1013025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД