Светлана Погнерыбко
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагога средней группы Погнерыбко С. Н. по теме:
«Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» (автор Н. В. Нищева)
Пояснительная записка.
Звуковая культура речи и подготовка дошкольников к обучению грамоте – одно из новых направлений работы воспитателей общеразвивающих групп.
Публикация «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» размещена в разделах
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.
Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.
На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники с пяти до семи лет обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.
Это требует специальной подготовки воспитателей, оснащения процесса работы необходимыми методическими и дидактическими материалами.
Но самое главное заключается в том, что федеральная программа выстраивает систему работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.
В младшей группе для детей с трех до четырех лет проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц, то есть десять занятий в год.
Кроме того, в другие занятия по развитию речи включаются упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями и т. п. Длительность таких упражнений от двух до пяти минут.
Стоит сказать и о необходимости проведения упражнений по уточнению произношения звуков у детей в утренний отрезок времени после утренней гимнастики.
Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука. Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.
В средней группе для детей с четырех до пяти лет проводится два занятия по ЗКР в месяц, то есть двадцать занятий в год. В другие занятия по развитию речи по-прежнему включаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, уточнения произношения звуков, подвижные речевые игры.
Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как в этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения, выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.
Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.
В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с’], [з] ([з’], [ц], а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Ведется работа по освоению детьми подгруппы сонорных звуков ([л] ([л’], [р] ([р’]).
Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО. На сайте Федерального института развития образования в «Навигаторе программ дошкольного образования» представлена парциальная программа автора данного методического пособия, Н. В. Нищевой, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», основанная на аналитико-синтетическом методе, прошедшая экспертизу, рекомендованная к использованию, имеющая полный методический комплект.
Конечно, для проведения полноценных насыщенных занятий, приведенных в настоящем пособии, желательно приобрести пособия методического комплекта, но возможно заменить все необходимые предметные и сюжетные картинки, игрушки теми, которыми вы располагаете.
Возможно, многие коллеги скажут, что в настоящее время у воспитателей нет времени на подготовительную работу к занятиям по ЗКР, но при очерченных Федеральной образовательной программой задачах работы по этому направлению решение всех этих задач в рамках занятий невозможно. Используйте утренние часы, когда вы принимаете детей, несколько сократите время утренней гимнастики для проведения индивидуальной работы и артикуляционной гимнастики, на прогулке разучивайте игры и упражнения, которые будете включать в занятия.
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.
Задачи и содержание работы воспитателей по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте (выдержки из Федеральной образовательной программы дошкольного образования)
Младшая группа. 3—4 года
Звуковая культура речи
Задачи
Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Содержание
Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.
Подготовка детей к обучению грамоте
Задачи
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
Содержание
Педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.
Средняя группа. 4—5 лет
Звуковая культура речи
Задачи
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
Содержание
Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Подготовка детей к обучению грамоте
Задачи
Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
Содержание
Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.
Перспективное планирование работы воспитателей по звуковой
культуре речи и подготовке к обучению грамоте
Младшая группа. 3—4 года
Звуковая культура речи
Развивать звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно произносить гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы], простые твердые и мягкие согласные звуки (звуки раннего онтогенеза) ([м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’З, [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [в], [в’], [ф], [ф’], сложные мягкие согласные звуки (звуки позднего онтогенеза) ([с’], [з’], [л’], готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению сложных твердых звуков (звуков позднего онтогенеза) ([с], [з], [ц]).
Сформировать понятие «звук». Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, учить слышать и различать сначала неречевые звуки (звучание дудочки, погремушки, колокольчика, барабана, свистка, игрушки-пищалки; вой ветра, шум дождя, морской прибой, звон капели; звуки, произво-димые бытовыми приборами и различными машинами, и т. п.).
Учить слышать и различать изолированные гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы]) сначала с опорой на картинки — символы звуков, потом без зрительной опоры.
Учить слышать и различать специально интонируемый педагогом звук в слове.
Подготовка к обучению грамоте
Сформировать понятия «звук», «слово». Учить соотносить слово с соот-ветствующим предметом, объектом, изображением.
Средняя группа. 4—5 лет
Звуковая культура речи
Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза, свистящих и шипящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мягких сонорных звуков ([л’], [р’]). Готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению шипящих и твердых сонорных звуков ([л], [р]).
Совершенствовать звукопроизношение, интонационную выразительность речи, тембр, силу голоса при рассказывании чистоговорок, потешек и стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.
Совершенствовать словопроизношение при рассказывании чистоговорок, потешек, стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.
Совершенствовать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение слышать и различать гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза, свистящие звуки и шипящие звуки.
Подготовка к обучению грамоте
Закрепить понятия «звук», «слово», учить понимать и употреблять эти слова при выполнении специальных упражнений, в речевых играх.
Формировать представление о том, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, могут быть разными по длительности звучания (короткие и длинные).
Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
Итогом работы по самообразованию будет ежеквартальный отчет по итогам освоения детьми пройденного материала.