Получи документы

Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО

Светлана Погнерыбко
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО

Самообразование педагога средней группы Погнерыбко С. Н. по теме:

«Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» (автор Н. В. Нищева)

Пояснительная записка.

Звуковая культура речи и подготовка дошкольников к обучению грамоте – одно из новых направлений работы воспитателей общеразвивающих групп.

Публикация «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста – это важнейшая составляющая работы по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте, что предписывает Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.

Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.

На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники с пяти до семи лет обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.

Это требует специальной подготовки воспитателей, оснащения процесса работы необходимыми методическими и дидактическими материалами.

Но самое главное заключается в том, что федеральная программа выстраивает систему работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.

В младшей группе для детей с трех до четырех лет проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц, то есть десять занятий в год.

Кроме того, в другие занятия по развитию речи включаются упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями и т. п. Длительность таких упражнений от двух до пяти минут.

Стоит сказать и о необходимости проведения упражнений по уточнению произношения звуков у детей в утренний отрезок времени после утренней гимнастики.

Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука. Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.

В средней группе для детей с четырех до пяти лет проводится два занятия по ЗКР в месяц, то есть двадцать занятий в год. В другие занятия по развитию речи по-прежнему включаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, уточнения произношения звуков, подвижные речевые игры.

Занятия по ЗКР в средней группе продолжительнее и сложнее занятий в младшей группе, так как в этой возрастной группе на первый план выходит формирование правильного звукопроизношения, выработка четкой дикции, совершенствование фонематических процессов. Больше внимания уделяется интонационной стороне речи, воспитанию выразительности речи.

Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.

В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с’], [з] ([з’], [ц], а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Ведется работа по освоению детьми подгруппы сонорных звуков ([л] ([л’], [р] ([р’]).

Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО. На сайте Федерального института развития образования в «Навигаторе программ дошкольного образования» представлена парциальная программа автора данного методического пособия, Н. В. Нищевой, «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», основанная на аналитико-синтетическом методе, прошедшая экспертизу, рекомендованная к использованию, имеющая полный методический комплект.

Конечно, для проведения полноценных насыщенных занятий, приведенных в настоящем пособии, желательно приобрести пособия методического комплекта, но возможно заменить все необходимые предметные и сюжетные картинки, игрушки теми, которыми вы располагаете.

Возможно, многие коллеги скажут, что в настоящее время у воспитателей нет времени на подготовительную работу к занятиям по ЗКР, но при очерченных Федеральной образовательной программой задачах работы по этому направлению решение всех этих задач в рамках занятий невозможно. Используйте утренние часы, когда вы принимаете детей, несколько сократите время утренней гимнастики для проведения индивидуальной работы и артикуляционной гимнастики, на прогулке разучивайте игры и упражнения, которые будете включать в занятия.

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста.

Задачи и содержание работы воспитателей по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте (выдержки из Федеральной образовательной программы дошкольного образования)

Младшая группа. 3—4 года

Звуковая культура речи

Задачи

Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы.

Содержание

Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.

Подготовка детей к обучению грамоте

Задачи

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Содержание

Педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук.

Средняя группа. 4—5 лет

Звуковая культура речи

Задачи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Содержание

Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

Подготовка детей к обучению грамоте

Задачи

Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Содержание

Педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.

Перспективное планирование работы воспитателей по звуковой

культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Младшая группа. 3—4 года

Звуковая культура речи

Развивать звуковую и интонационную культуру речи, умение правильно произносить гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы], простые твердые и мягкие согласные звуки (звуки раннего онтогенеза) ([м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’З, [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [в], [в’], [ф], [ф’], сложные мягкие согласные звуки (звуки позднего онтогенеза) ([с’], [з’], [л’], готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению сложных твердых звуков (звуков позднего онтогенеза) ([с], [з], [ц]).

Сформировать понятие «звук». Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, учить слышать и различать сначала неречевые звуки (звучание дудочки, погремушки, колокольчика, барабана, свистка, игрушки-пищалки; вой ветра, шум дождя, морской прибой, звон капели; звуки, произво-димые бытовыми приборами и различными машинами, и т. п.).

Учить слышать и различать изолированные гласные звуки ([у], [а], [о], [и], [э], [ы]) сначала с опорой на картинки — символы звуков, потом без зрительной опоры.

Учить слышать и различать специально интонируемый педагогом звук в слове.

Подготовка к обучению грамоте

Сформировать понятия «звук», «слово». Учить соотносить слово с соот-ветствующим предметом, объектом, изображением.

Средняя группа. 4—5 лет

Звуковая культура речи

Закрепить правильное произношение гласных и согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза, свистящих и шипящих звуков ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], мягких сонорных звуков ([л’], [р’]). Готовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению шипящих и твердых сонорных звуков ([л], [р]).

Совершенствовать звукопроизношение, интонационную выразительность речи, тембр, силу голоса при рассказывании чистоговорок, потешек и стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствовать словопроизношение при рассказывании чистоговорок, потешек, стихов, в игровой и свободной речевой деятельности.

Совершенствовать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение слышать и различать гласные звуки, согласные звуки раннего онтогенеза, свистящие звуки и шипящие звуки.

Подготовка к обучению грамоте

Закрепить понятия «звук», «слово», учить понимать и употреблять эти слова при выполнении специальных упражнений, в речевых играх.

Формировать представление о том, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, могут быть разными по длительности звучания (короткие и длинные).

Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

Итогом работы по самообразованию будет ежеквартальный отчет по итогам освоения детьми пройденного материала.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект ООД «Звуковая культура речи «Звук А» в младшей группе Конспект организованно – образовательной деятельности. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. «Звук А» (младшая группа) Цель:Закрепление звука «а»; упражнять.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО
Опубликовано: 28 августа 2024 в 18:13
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Погнерыбко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 октября. День гражданской обороны МЧС России. Передвижки по безопасности

Главная задача гражданской обороны – это уберечь население во время разнообразных чрезвычайных происшествий и катаклизмов. Люди должны уметь пользоваться средствами защиты, уметь оказать помощь друг другу...

3 октября День рождения С.Есенин. Передвижка

3 октября исполняется 129 лет со дня рождения великого русского поэта — Сергея Есенина (1895), чьи стихи называют символом русской души. Поэта, воспевавшего красоту родной природы, любят читатели всех...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД