МААМ-картинки

Самообразование «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»

Олеся Морозова
Самообразование «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»

Тема: «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3-4

Воспитатель: Морозова Олеся Вячеславовна

План по самообразованию :

Цель: Практическое обоснование применения сюжетно-ролевых игр в процессе формирования диалогической речи детей 3-4 лет.

Задачи:

• раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3-4 лет;

Публикация «Самообразование „Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах

• подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности диалогической речи у детей 3-4 лет;

• разработать и апробировать перспективный план на основе сюжетно-ролевых игр направленный на формирование диалогической речи у детей 3-4 лет.

• Создать картотеку сюжетно-ролевых игр.

• Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

• Освоить современные технологии и методы организации игры.

Приё мы и методы работы:

• Словесный

• Практический

• Наглядный

• Продуктивный

• Проблемный

• Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

• Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Форма самообразования – индивидуальная, групповая.

Актуальность:

В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Диалогическая речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Важным направлением формирования диалогической речи детей 3-4 лет является превращение ее в орудие мышления.

Поэтому проблема речевого формирования детей является актуальной.

План по самообразованию :

1. Изучение методической литературы

2. Мониторинг детей (на основе методики О. Е. Ушаковой)

3. Разработка и апробация перспективного плана на основе сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование диалогической речи у детей 3-4 лет

4. Создать картотеку сюжетно-ролевых игр

5. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

6. Анкетирование родителей

7. Подобрать конспекты сюжетно ролевых игр

8. Оформление папки передвижки по формированию игровой деятельности дошкольников.

9. Составление консультационного материала для родителей:

- Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? ”.

- “Почему ребенок играет” и др.

- Папка передвижка

Все игры на развитие диалогической речи выли выбраны из программы Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288.

Игры с детьми проводились в первой половине дня.

Работа с родителями проводилась во второй половине для по предварительной договоренности

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.

2. Волков Б. С, Волкова НВ. Детская психология. - М., 2014. - 294 с.

3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 2012.-301с.

4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011. - С. 36

5. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет) Авторы: Бардина P.И., Булычева А. И., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., Холмовская В. В. - М., 2013. - 113 с.

6. Дошкольная педагогика / Ядэшко В. И., Сохина Ф. А. - М., 2010. - 295 с.

7. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. - М. : Просвещение, 2007. - С. 205.

8. Дьяченко О. М., Бардина Р. И., Булычева А. Педагогическая диагностика по программе "Развитие" : Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. - М., 2011 - 111 с.

9. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М., 2011. - 200 с.

10. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко Н. С. - М, 2012. - 197 с.

11. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2012 - выпуск четвертый.

12. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб. : Речь, 2013. - 144 с.

13. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012.- 330 с.

14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2010. - 298 с.

15. Левко А. И. Социальная педагогика. М., 2013. - 341с.

16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 2010. - 267с.

17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 2011. - 115 с.

18. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Педагогические принципы организации сюжетной игры. / Дошкольное воспитание. - 2013. - №4- 23 с.

19. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Основы курса. Учебник. М., 2011. - 376 с.

20. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 200 с.

21. Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. Переизд. - 2011. - №5.

22. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М., 2010. - 159 с.

23. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». - М., 2010. - 147 с.

24. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. - М., 2011

25. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект/ под ред. Михайленко Н. Я., Подьяккова Н. Н. - М., 2011 - 148 с.

26. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л. В. Учебное пособие, М., 2010. - 224 с.

27. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении // Обруч. - 2012. - № 3. - С. 12-15

28. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М. А. Васильевой. - М., 2012. - 203 с.

Приложение 2

Перспективный план на основе сюжетно-ролевых игр

Сентябрь

неделя Название

СРИ Объем игровых

навыков и умений Методические

приемы Цель занятия

1-2 неделя

«Детский сад» Воспитатель принимает детей проводит утреннюю гимнастику. Комментирование наблюдение за играми детей.

Беседа «Как мы занимаемся и

играем в детском саду». Развитие диалогической речи

3-4 неделя

«Угощение» Находят посуду для супа, берут нужные овощи. Выполняют действия для приготовления еды. Показ выполнения действий для приготовления пищи.

Индивидуальная помощь. Развивать диалог

Октябрь

1-2 неделя

«Семья» Бережное отношение с куклой как членом семьи. Проявление

материнской заботы.

Укладывают куклу спать. Расстилают кроватку, складывают

одежду. Комментирование

наблюдение за действиями детей. Беседа «Как мама

заботиться о своей семье». Развитие диалогической речи

3-4 неделя

«Куклы обедают» Поставить на стол посуду нужную

только для обеда. Называют правильно предметы: вилка, ложка, тарелка, чашка, кастрюля. Расстилают скатерть, ставят салфетницу (если дети забыли,

воспитатель напоминает). Рассматривание картин чаепитие кукол, чайный сервиз.

Беседа «Правила чаепития»

Наглядный показ воспитателя

действий за столом и с куклой.

Развитие диалогической речи

Ноябрь

1-2 неделя «Магазин игрушек» Покупатели выбирают игрушки,

советуются с продавцом, платят

деньги в кассу, чеки отдают продавцу Продавец благодарит

за покупку. Наблюдение Наводящие

вопросы, для развития диалога

продавца покупателя. Развитие диалога

3-4 неделя «Лесная

больница» Врач лечит зверей: прослушивает

температуру, ставит градусники, смотрит горло. Дети приносят

больных зверюшек самостоятельно,

придумывают причину посещения

больницы. Беседа «На приеме у врача»

Рассматривание картин серии

«Больница» Экскурсия в

Медицинский кабинет детского

сада. Развитие диалогической речи.

Декабрь

1-2 неделя «Поезд» Изготовление совместно с

Воспитателем билетов, денег. Лепка

пищи в дорогу. Постройка рельсов.

Подвижная игра поезд. Машинист

управляет рулем. Дети выбирают

самостоятельно цель поездки, делятся впечатлениями. Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение рассказов

о поезде. Показ поезда

(игрушечный поезд). Наводящие вопросы для выбора цели поездки. Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «У врача» Врач оказывает первую медицинскую помощь: делает уколы, осматривает горло, измеряет

температуру, выписывает рецепт. Экскурсия в медицинский

кабинет в детском саду. Беседа с врачом. Игры - занятия «Кукла заболела», СРИ «Лесная больница»

Чтение рассказа Я. Райниса «Кукла заболела». Развитие диалогической речи.

Январь

1-2 неделя «Шоферы» Шофер управляет машиной Механик чинит автомобиль, Заправщик заправляет автомобиль

Девочки гуляют с колясками по тротуару Воспитатель берет на

себя роль регулировщика. Наблюдение за машинами на

улице, прогулки к ближайшему

автопарку, гаражу, бензоколонке (при возможности посещения)

Рассматривание картины «Автобус» Разучивание стихотворения А. Барто

«Грузовик» Наблюдение за

играми старших детей Разучивание игры «Воробышки и автомобиль» Постройка гаража из строительного материала. Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «Строители» Выполнение постройки: башня,

Ворота Шоферы привозят кубики на автомобиле Совместная постройка. Встреча беседа со строителями

(строителем может быть рабочий детского сада) Игра занятие «У кукол новоселье»

Рассматривание картин строим

дом. Чтение стихотворения кто

построил этот дом «Кто построил этот дом». Развитие диалогической речи.

Февраль

1-2 недели «Салон красоты» Дамский и мужской зал. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услугу. Показ выполнения действий. Комментирование

наблюдение за действиями детей.

Наблюдение в парикмахерской. Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «Почта» Выполнение постройки «Почта»

Совместная игра «Почта»

Дети пишут письма приносят на почту, получают посылки, почтальон раздает посылки и принимает письма, общается по телефону, мальчики на машине привозят посылки. Рассказ воспитателя о труде почтальона, рассматривание иллюстраций, Игровые ситуации «Потерялось письмо», «Разговор по телефону», «Открытие нового почтового отделения». Чтение С. Маршака «Почта».

Д/игра «Почтовые принадлежности».

Рассматривание и чтение книги: С. Я. Маршака «Почта».

Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, журналов, почтовый ящик, деньги и др.

Беседы с детьми «Как мы играли» (уточнение содержания игры).

Развитие диалогической речи.

Март

1-2 недели «Театр» Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, развивать выразительность речи. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга. Посещение кукольного театра.

Встреча с актерами кукольного театра.

Внесение персонажей и декорации кукольного театра по знакомым детям произведениям.

Беседа с детьми о работе артистов кукольного театра.

Беседа с детьми после игры (Любимый кукольный персонаж).

Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «Зоопарк»

Беседа о зоопарке (вычленение ролей).

Строительство детьми зоопарка. Внесение наборов игрушек-животных.

Беседы с детьми после игры с целью уточнения содержания.

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Наш зоопарк».

Чтение С. Маршака «Детки в клетке», Б. Житков «Про слона», С. Баруздина «Рави и Шави».

Развитие диалогической речи.

Апрель

1-2 недели «Космические полеты» Строительство ракет, космодрома, изготовления шлемов).

Беседы после игр с целью уточнения содержания.

Тренировка космонавтов, полет в космос для изучения звезд. Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе. Познакомить детей с первопроходцами, покорившими Вселенную. Закрепить знания детей по теме «Космос». Учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана.

Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос.

Обогатить словарный запас детей новыми понятиями.

Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «Автомастерская»

Открытие автомастерской. построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников (слесаря по ремонту машин – мотора, рулевого управления, тормозов и т. д. ,

Рассматривание иллюстраций автомобилей.

Конструирование: гаражи, бензоколонка.

Чтение произведений:

«Моя улица» С. Михалков

Развитие диалогической речи.

Май

1-2 недели «Кафе «Сластёна» В семье день рождение у дочки; родители празднуют в кафе «Сластёна», приглашены подружки, дарят подарки, поют песни, танцуют, в кафе выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. Именинница переела сладостей и когда вернулась домой стала жаловаться на боли в животе, мама вызывает скорую помощь …. Чтение произведений по теме:

«О том, кто очень болен»,

«Печенье» В. Осеева,

«Танин пирожок» Л. воронькова

Развитие диалогической речи.

3-4 неделя «Путешествие»

На север Воспитатель интересуется не хотят ли дети отправиться в путешествие, только не в Африку, а на Север. Обсуждение с детьми на чём можно отправиться в путешествие, рассматривают карту, определяют где находится Антарктида. Дети строят вертолёт. Распределяются роли: лётчика, экскурсовод (воспитатель, остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, одевают тёплые вещи, пока лётчик готовит вертолёт. Путешествие начинается: вертолёт с пассажирами поднимается в воздух. По прибытию экскурсовод знакомит детей с местностью, природой, населением и животными Севера. Дети по ходу экскурсии фотографируют, задают вопросы экскурсоводу. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. Развитие диалогической речи.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование социального опыта дошкольников в процессе освоения сюжетно-ролевой игры» Общие положения Мастер – класс- один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передавого педагогического опыта.

Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка» «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.» Воспитатель 1 категории Чурсинова Е. П. ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района.

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста через организацию сюжетно-ролевой игры Анисимова В. Ю., Елдашова А. В., Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В. Актуальность Проект «Формирование основ безопасного поведения в природе.

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста с ВОЗ через организацию сюжетно-ролевой игры Косогорова Е. Н., Лаврушина О. В. Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного.

Формирование предметно-игровых действий у дошкольников с интелектуальными нарушениями в рамках сюжетно-ролевой игры «Семья» Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии форм и отношений между детьми путем их воспроизведения.

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском.

Опыт работы «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей» Опыт работы по теме: «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей». Представление педагогического.

Самообразование на тему «Развитие речи детей через коммуникативные навыки общения с помощью сюжетно-ролевой игры» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности детей. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой.

Семинар «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей средней группы» Сафарбекова Н. К., воспитатель ГБДОУ детский сад №30 Невского района Санкт-Петербурга Роль сюжетно- ролевой игры в развитии речи детей средней.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 14:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД