Тайнова Екатерина Алексеевна
Консультация «Мелкая моторика рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Публикация «Консультация „Мелкая моторика рук“» размещена в разделах
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
Изучить методическую литературу по теме, разработать план работы, составить картотеки пальчиковых игр и упражнений.
Проводить ежедневно пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание).
Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям: в НОД, в режимных моментах, индивидуальная работа;
Работа с родителями – консультации, беседы.
Сентябрь Д/и. : «Прищепки» Цель: Формировать умение детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Упражнять в умении детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Формировать умение детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
"Пальчики, здравствуйте!"
Д/и. : «Шнуровка»Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения.
Октябрь Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики.
Создание разнообразного «Пальчикового театра»Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра.
Ноябрь Д/и «Веселые упражнения с карандашами» раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
Настольная игра «Мозаика»Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Декабрь «Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Д/И-«Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь.
Январь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Делай как я» Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Д/и «Оденем куклу на прогулку»Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Февраль Перекладывание из одной емкости в другую. Формировать умения действовать по указанию педагога- брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
«Пальчиковая гимнастика «Семья»Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Март Конструирование «Башенка»Привлекать детей к конструированию башенки.
Знакомить с деталями строительного материала.
Самомассаж «Колючий еж»Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
Апрель Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».Упражнять детей выкладывать счетных палочек по образцу.
Пальчиковая гимнастика «Фонари»Формировать умение сжимать и разжимать кулак.
Май Застегивание и расстегивание пуговиц. Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Д/и «Уложи куклу спать»Упражнять в закреплении навыков раздевания куклы.