Ирина Трегуб
Самообразование «Методы и средства развития ампфликации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение, Детский сад 9"
Программа самообразования по теме : «Методы и средства развития ампфликации детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
старше-подготовительной группы
МБДОУ, Детский сад № 9"
Трегуб И. В.
2017-2018 г.
Актуальность
Публикация «Самообразование „Методы и средства развития ампфликации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Термин «амплификация» был использован Запорожцем применительно к психическому развитию ребенка. Амплификацию он противопоставлял искусственной акселерации, выражающейся в форсированном обучении, сокращении детства, преждевременном превращении младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д.
Амплификация, по Запорожцу, — это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.
Эта концепция приобретает особую значимость в связи с тем, что некоторые психологи, основываясь на данных о больших психофизиологических возможностях маленьких детей и о высокой эффективности их раннего обучения, склонны вообще отказаться, подобно А. Бандуре, от понятия возраста как качественно своеобразной ступени психического развития и отрицать необходимость учета возрастных особенностей детей при их обучении, полагая, как выразился однажды Дж. Брунер, что «основы любого предмета в некоторой форме можно преподавать в любом возрасте».
На первый взгляд убедительным подтверждением этой точки зрения могут служить результаты исследований М. Макгроу, успешно обучавшего младенцев плаванию, катанию на роликах и различным акробатическим упражнениям; О. Моора, вырабатывавшего навыки чтения и печатания на машинке на втором году жизни; П. Сапписа, формировавшего довольно сложные логико-математические операции у 4—5-летних детей.
Не вдаваясь в обсуждение конкретных результатов каждого из упомянутых исследований (некоторые из них, несомненно, представляют известный научный интерес, важно все-таки оценить возникающую на их основе концепцию. По существу она представляет собой современный вариант раскритикованной в свое время Л. С. Выготским, Г. С. Костюком, С. Л. Рубинштейном и др. бихевиористской теории, отождествлявшей развитие с обучением, отрицавшей качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства, а заодно и специфическое значение ранних этапов онтогенеза для общего формирования личности.
Утверждение о том, будто ценой искусственной акселерации развития ребенка, путем сокращения детства может быть достигнут духовный прогресс, является прогрессивным по видимости, но наивно-утопическим по сути. Детство ребенка, значительно более длительное и неизмеримо более богатое по содержанию, по характеру происходящих на его протяжении психических изменений, чем это имеет место у детенышей животных, является величайшим достижением и громадным преимуществом homo sapiens. Оно дает возможность ребенку до достижения зрелости овладеть богатством духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобрести специфические для человека способности и нравственные качества.
В самом деле, маленький ребенок очень пластичен, сенсибелен, легко обучаем. Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения. Вместе с тем полученные исследовательские данные говорят и о том, что повышение эффективности раннего обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Во-первых, необходимо учитывать то, что речь идет о растущем детском организме, о развивающемся мозге, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и возможности которого еще ограничены. При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Во-вторых, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если применяемые методы обучения строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями его возраста и с учетом того особого значения, которое имеет детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности, как это практикуется в Каменномостовской школе. Поэтому идеи Запорожца остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего — интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных и творческих достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.
А бывает, что идея искусственной акселерации завладевает и чиновными умами. Так и произошло на одном из витков перманентной реформы, которая стала для нашей многострадальной школы фактически нескончаемой.
В один прекрасный день было решено, что детям следует начинать учиться не в 7 лет, как это традиционно было принято, а на год раньше. Сейчас уже трудно разобраться, какими социально-политическими мотивами руководствовались инициаторы реформы. Однако очевидно, что психологическое обоснование столь смелого новшества отсутствовало. Наиболее убедительный аргумент состоял в том, что в разных странах дети приступают к систематическому школьному обучению в разные сроки — где-то в 7 лет, где-то в 6, а кое-где, например в Великобритании, и вовсе в 5.
При этом упускалось из виду, что английская nursery school хоть формально и называется школой, но по сути представляет собой аналог нашего детского сада и выполняет практически те же задачи. Просто у нас в детский сад можно и не ходить, а там школу посещать надо. А занятия и там и тут ведутся на простейшем уровне, предусматривают овладение элементарными базовыми знаниями и навыками, осуществляются почти исключительно в игровой форме и к тому же сочетаются со всевозможными подвижными играми, прогулками и прочими «детсадовскими» формами времяпрепровождения.
Идея усечения детства, несмотря на фиаско утопической реформы, по сей день будоражит амбициозные умы иных родителей и педагогов. В каком-то смысле можно понять гордость родителей, чье дитя еще до поступления в школу умеет читать газеты. Но вот самого ребеночка искренне жаль. Начитаться всего этого вздора он успел бы и в зрелые годы. И вместо сольфеджио, латыни и акробатики лучше поиграл бы с товарищами в салочки. Потому что потом такой возможности у него уже не будет.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
Разработать перспективный план работы с детьми, родителями ДОУ.
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
Подготовить творческий отчет для педагогического совета об итогах реализации работы.
Создать методические наработки и внедрение эффективного педагогического опыта по развитию ампфликации детей дошкольного возраста.
Раздел плана
Мероприятия
Сроки
Подготовительный этап
Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса; Формулировка темы, выделение проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей; Чтение методической литературы; Обзор в интернете информации по теме; Просмотр литературы
Сентябрь, октябрь
Самореализация
Проведение вводного и итогового диагностирования.
Сентябрь, май
Оформить в группе уголок «Дидактические игры»
январь
Использование метода проектов, как средство развитии ампфликации у детей дошкольного возраста
Сентябрь-май
Внедрение наглядного метода в работу с детьми
Сентябрь-май
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете
май
Работа с детьми
Разработка програмно- методического обеспечения образовательного процесса (конспекты НОД); индивидуальные беседы; рассматривание иллюстраций;
Дидактические игры;
Чтение художественной литературы;
Создание предметно- развивающей среды;
Сентябрь-май
Работа с родителями
Консультация для родителей «Методы и средства развития ампфликации детей дошкольного возраста»
ноябрь