Наталья Каменская
Самоанализ. Развитие творческих способностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Развития творческих способностей дошкольников».
Главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Это происходит в рамках исконно «детских видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольников формах.
Публикация «Самоанализ, Развитие творческих способностей дошкольника» размещена в разделах
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музыцирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.
На этапе дошкольного детства, как отмечал Л. С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер (синкретизм – в психологии нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка, проявляется в тенденции детского мышления без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.
Синтез искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Р. М. Чумичева и др., наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
Учитывая такую особенность искусства, как тяготение различных его видов к взаимосвязи, я строю свою работу на принципе интеграции в подаче образовательного материала. При этом познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения.
Помимо традиционных методов применяю методы, способствующие осознанности восприятия, улучшающие эмоциональную отзывчивость, развивающие воображение, творчество.
• Метод одномоментности. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полном усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет глубокого погружения в мир цвета, звука, слова.
• Метод контрастности. Данный метод обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии зрительного, музыкального, поэтического ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Метод применяю с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
• Метод «подмастерья». Взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе на позиции сотрудничества, сотворчества.
Учитывая тяготение дошкольников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, я отвожу детской игре ведущее место.
Театрализованные игры: инсценирование, игры-драматизации, имитационные игры и упражнения, использование элементов пантомимы. Эффективны игры в «живые картины», «путешествия по картине».
Особое место отвожу и сказке. Сказка облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк и музыки.
Учитывая, современные тенденции педагогической теории и практики на современном этапе к формированию творческой личности, и наблюдая за детьми в своей группе, я отметила:
- индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности связаны с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностями и направленностью его личности;
- особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве;
- одни дети проявляют к цвету большой интерес, используют его не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка, для других детей цвет как бы ни существует, они все решают одним тоном;
- проявляются индивидуальные различия и в характере действий ребенка в процессе продуктивной деятельности. Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне; другие ребята сильно переживают свои неудачи, даже плачут, есть и очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются за помощью;
- одни дети предпочитают рисовать отдельные предметы: у них по преимуществу развивается способность изображения; другие склонны к развертыванию сюжета, повествования. Выражение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.
Для того чтобы определить направления индивидуального подхода к детям в начале и конце года провожу диагностику, в которой отмечаю какими навыками и умениями изобразительной деятельности владеет ребенок и в какой степени; составляю профиль социального развития каждого ребенка (см. приложение).
Проанализировав свои наблюдения, теоретический материал отечественных и зарубежных авторов, оценила важность и нужность развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Основная цель моей работы - развитие эстетических чувств, представлений и взгляда на мир; удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий для развития воспитанников:
а. создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
б. создание предметно-развивающей среды.
2. Комплексный подход к развитию творческих способностей детей:
а. образовательная художественно-творческая деятельность:
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальное развитие.
б. развитие детского творчества, самовыражения;
в. приобщение к народному и мировому изобразительному искусству.
г. проведение диагностики, направленной на определение уровня развития изобразительной деятельности, творческого мышления, воображения.
3. Взаимодействие с родителями на основе " педагогики сотрудничества".
По результатам обследования и согласно поставленным задачам, составляю перспективный план работы и план индивидуальной работы.
Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. И это не удивительно, ведь с воспитателем ребенок проводит большую часть времени. Воспитатель устраивает интересные игры и занятия; водит на прогулку; читает замечательные книжки; рассказывает смешные и не очень истории; улаживает конфликты и ссоры. Определяет, когда можно играть или идти на прогулку, побегать или посидеть спокойно. Воспитатель все знает, он может помочь и поддержать; похвалить и поругать.
Именно на воспитателя ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее благоприятного условия для его развития.
Для этого я осуществляю:
- ориентировочно-личностный подход к каждому ребенку;
- содействую становлению ребенка как личности;
- во взаимоотношениях руководствуюсь принципом: «не рядом и не над, а вместе!»; встаю на позицию ребенка, учитываю его точку зрения; не игнорирую его чувства и эмоции;
- корректировку поведения ребенка осуществляю с помощью позитивных сообщений;
- воспитываю у каждого ребенка чувство уверенности в себе и позитивной самооценки.
Что бы ребенок чувствовал себя свободно и комфортно стараюсь создать способствующую этому атмосферу общения. Именно от меня зависит благоприятный психологический микроклимат группы. Для этого я развиваю в себе следующие умения:
- легко и быстро устанавливать контакт с детьми, проявляя гибкость и терпимость в общении;
- создавать в процессе общения атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
- владеть вербальными и невербальными средствами общения;
- использовать юмор, шутку, народную мудрость (поговорки, пословицы, потешки, прибаутки) в общении;
- регулировать межличностные отношения в детском коллективе;
- планировать ситуацию успеха у каждого ребенка;
- определять психологический микроклимат в группе.
Отрабатывать способы позитивного разрешения возникающих конфликтов, находить свою позицию в общении, давать самим и получать со стороны партнеров реакцию одобрения или неодобрения, дети могут в коллективной игре и проигрывании жизненных проблемных ситуаций, беря на себя определенную социальную роль.
В игре дети учатся общаться и этот стиль общения они переносят в жизнь группы, тем самым так же влияя на психологический микроклимат. Поэтому моя основная задача – обеспечить ребенку условия, в которых бы развивалась игра.
Весь материал расположен в группе таким образом, чтобы дети могли свободно по интересам реализовывать свои замыслы.
Большое количество разнообразных игрушек (куклы, игрушки-заместители, игрушки-самоделки, конструктор, модули, машинки, роботы.) позволяет детям разыгрывать сценки на бытовые темы, по сказочным сюжетам, на основе придуманных и реальных историй.
Имеются различные виды театров: пальчиковый; театр на фланелеграфе; настольный; теневой; уголок ряженья и т. д.
Собраны всевозможные конструкторы: "лего"; деревянные; пластмассовые; железные; крупные модули. Это способствует развитию воображения, развитию речи, познанию окружающего мира.
Я постоянно ищу новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширяли кругозор детей, способствовали бы утверждению, установлению чувства уверенности в себе, стимулировали бы их разнообразную творческую деятельность, инициативность и способствовали всестороннему развитию.
Мини – лаборатория была создана, для того чтобы способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
В лаборатории имеются приборы «помощники»: микроскоп, увеличительные стекла, мензурки, колбы, стаканы, ковши, ведерки, пластиковые бутылки.
Природный материал: камешки разного размера и формы, минералы, глина, песок, ракушки, шишки, листья, веточки, мох, семена, кора деревьев.
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, поролона; лоскуты ткани; формочки вкладыши; проволока.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди; краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин;
Разные виды бумаги: картон, промокательная, наждачная, бархатная, чертежная.
А также различные схемы, коллажи, таблицы, альбомы, журналы, различные книги и иллюстрации по обучению навыкам рисования, лепки, аппликации.
Дети моей группы чувствуют себя свободно и раскованно, смело обращаются за помощью и советом, приглашают в игру. Я стараюсь так организовать жизнь детей, чтобы всем в группе было хорошо и комфортно. Этому способствует эмоционально-привлекательная деятельность и внимательное отношение к каждому ребенку.
Развитию у детей творческих способностей способствует совместная образовательная деятельность, организованная в интересных нетрадиционных и игровых формах. Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогического творчества в совместной деятельности по художественной деятельности. Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны, доминирующая – сказочно-игровая форма преподнесения нового материала.
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Считаю целесообразным использование «карт Проппа»:
- наглядность и красочность позволяет ребенку удерживать в памяти большее количество информации;
- развивается абстрактное и логическое мышление;
- сказка обобщает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторских способностей ума;
- активизируется связная речь, обогащается словарь;
- ребенок становится создателем оригинальных литературных произведений.
Погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника придадут продуктивной деятельности динамичность, интригующую загадочность. Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному ее усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.
С целью повышения умственной активности дошкольников и развития интереса к образовательной деятельности я внедряю современные методы и приемы, нетрадиционные формы организации занятий, которые позволяют постоянно менять статическую позу ребенка, что также способствует разгрузке позвоночника.
Наиболее результативными, в моей работе, считаю:
- поисковые вопросы;
- проигрывание жизненных ситуаций;
- создание проблемных ситуаций;
- исследовательская деятельность;
- метод моделирования;
- проективный метод;
- дидактические игры;
- театрализованные действия и др.
Нетрадиционные формы хороши тем, что у ребенка постоянно меняется статическое положение тела, он не переутомляется; вызывают у детей живой естественный интерес, способствующий развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.
У дошколят остаются слабыми мелкие мышцы, особенно кистей рук, поэтому я провожу пальчиковую гимнастику, разнообразные графические упражнения, штриховки, копирование, вырезывание мелких деталей, фигур.
В работе использую большое количество иллюстраций, так как у детей преобладает конкретно-образное восприятие внешнего мира. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.
Художественно-творческая деятельность построена с учетом, следующих принципов:
-поэтапность усвоения приемов и навыков художественной деятельности с учетом возрастных особенностей;
- от уровня графически правильного изображения предметов к развитию способностей самостоятельно творить в области искусства.
Рисование:
- учу регулировать силу нажима на карандаш и кисть, мелок и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета;
- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- получать различные цвета путем смешивания определенных красок
- рисовать по представлению и с натуры;
- создавать узоры и образы по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
- рисовать нетрадиционным способом: пальцем, мятой бумагой, штампами, поролоном зубной щеткой, кляксография, методом отпечатка.
Лепка:
- лепить предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий;
- лепить живые объекты в движении, передавая характерные особенности;
- использовать природный материал;
- рисовать с помощью пластилина.
Аппликация:
- использовать различные приемы вырезывания (симметричное, силуэтное, прием обрывания;
- выполнять плоскостную, объемную, мозаичную, декоративную, из природного материала аппликацию.
Конструирование и ручной труд;
- учу использовать рисунки и схемы при конструкторской деятельности;
- изготовлять различные поделки методом оригами;
- делать игрушки, сувениры из природного материала;
- вышивать на белой ткани цветными нитками.
Расширяю область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.
Обогащаю представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных состояниях. Побуждаю детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть, утешить, разделить переживаемые чувства. Учу понимать эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Формирую представления детей о себе и своем организме, о своих личных качествах, развивая чувство самоуважения и собственного достоинства.
Все образовательные задачи пропускаю через эмоционально-чувственное восприятие, так как считаю, что ребенок только тогда может понять чувства окружающих людей и окружающий мир, когда будет осознавать свои чувства.
Использование разнообразных форм совместной партнерской деятельности предполагает не регламентированное погружение детей в мир игры, искусства, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.
Совместная деятельность включает в себя:
- диагностику развития детей;
- наблюдения;
- досуги и праздники;
- работу с моделями;
- педагогические ситуации;
- упражнения;
- создание макетов;
- просмотры фильмов;
- труд;
- поисково-исследовательскую деятельность;
- сборы различных коллекций;
- рассматривание иллюстративного материала (иллюстрации, фото, репродукции);
- беседы и разговоры с детьми;
- различные игры;
- рассказы воспитателя;
- чтение детской художественной и познавательной литературы;
- целевые прогулки и экскурсии и т. д.
Все полученные навыки и умения в совместной деятельности дети переносят в самостоятельную, для которой я создаю развивающую предметную среду и лишь в необходимых случаях поддерживаю инициативу детей.
Самостоятельная деятельность включает в себя:
- создание проблемных ситуаций;
- самостоятельные наблюдения и задания на дом;
- сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- предметная деятельность;
- продуктивная деятельность, конструирование, ручной труд;
- общение со сверстниками и взрослыми;
- познание самого себя и т. д.
Очень важно, чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения с взрослым, оттого, что решил новую для него задачу, нашел выход из той или иной ситуации путем практических проб.
Характерной особенностью младшего школьника является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности (А. П. Усова). В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к учебной деятельности. Нельзя отмахиваться от детских вопросов, пичкать сразу готовыми знаниями. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно.
Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом: «почему?».
Доказано, что дети, не готовые к систематическому обучению – это «контингент риска»: риска испытать наибольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переживания.
О личностной готовности ребенка к школе я обычно сужу по наблюдению за ребенком в различных видах деятельности и во время беседы. Существуют и специально разработанные планы бесед, выявляющие позицию школьника (методика Н. И. Гуткиной, и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивание сказки или игры с игрушками.
Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, при работе по образцу. Особенности произвольного поведения я прослеживаю не только при наблюдении за ребенком на занятиях, в совместной деятельности, но и с помощью специальных методик.
Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек по образцу. Аналогична методика Н. И. Гуткиной – «Домик»; дети срисовывают домик, составленный из элементов прописных букв.
Методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера: «графический диктант» и «образец и правило».
Более простой методический прием – задания А. Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков».
Диагностические методики используются мной как условие и основа дифференцированного подхода к ребенку и направлены на профилактику школьной дезадаптации.
Однако добиться успехов только усилиями работников детского сада было бы невозможно, если бы не уделялось большое внимание работе с родителями.
Работу с родителями - установление доверительно-делового контакта провожу в 4 этапа:
• Трансляция родителям положительного образа ребенка – перестановка акцентов, так как родители в общении со своим ребенком часто упускают положительные моменты.
• Трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками в его учебной деятельности).
• Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка. Только после первых двух этапов у родителей появляется доверие к воспитателю, и они начинают делиться индивидуальными особенностями ребенка.
• Совместное исследование и формирование личности ребенка, под девизом «Давайте узнавать вместе».
Родители постоянно участвуют в жизни группы:
- совместные физкультурно-музыкальные праздники;
- туристические походы;
- веселые старты «Мама, папа, я – дружная семья»;
- изготовление пособий и игрушек для предметно-развивающей среды и т. д.
- чаепития;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- совместный анализ детских высказываний, поведения, творчества.
Результатами моей педагогической деятельности является:
• Снижен уровень заболеваемости детей.
• Повысился уровень усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой по всем разделам.
• Вырос уровень социально-коммуникативной компетентности детей.
• Вырос уровень технологической компетентности детей.
• В группе создан благоприятный психологический микроклимат и социально-организованная предметно-развивающая среда.
• Внедрены наиболее современные и эффективные формы и методы работы
• Обеспечен дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
8. Воспитанники участвуют и занимают призовые места в смотрах – конкурсах ДОУ и района:
- РЦ «Континент». Конкурс «Сказки осени» - Благодарственное письмо;
- Неделя еврейской книги - диплом;
- Конкурс театрализованных представлений на пожарную тематику
- Районная выставка «Волшебница Зима» с проведением мастер-классов;
- Городской конкурс «Маленькие фантазеры».
9. Опыт работы был представлен на педагогическом совете по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через изобразительную деятельность».