Наталья Газизова
Самоанализ по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»
Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н. Кант
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Публикация «Самоанализ по теме самообразования „Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самоанализ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Проработав ряд методической литературы, и проведя обследование детей, поставили перед собой цель: при помощи нетрадиционной техники рисования развивать мелкую моторику рук, формировать у детей способность к рисованию.
Для достижения цели определила следующие задачи
1. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
2. Развивать у детей способность замечать выразительность сочетания цвета краски и бумаги.
3. Развивать у детей интерес к рисованию.
4. Обучать ловкости в обращении с карандашом, ручкой и кисточкой, формировать правильный захват карандаша, ручки и кисточки, тренировать мышцы рук детей.
5. Обогащать детей новыми представлениями, формирование в рисунке первоначальных образов.
6. Обращать внимание детей на создание образов предметов и явлений окружающей действительности.
7. Воспитывать у детей познавательную и творческую активность.
8. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
9. Продолжать знакомить детей со стихами, загадками, сказками.
Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.
На занятиях использовала следующие нетрадиционные техники рисования
1. рисование ладошкой, ребром, пальчиками.
2. рисование поролоном, ватными палочками.
3. печатание штампами.
Каждое занятие требовало тщательной предварительной подготовки –
• сделать заготовки из бумаги – шаблоны
• оттиски печаток из картофеля и линолеума
• поролоновые палочки
• подготовить гуашь в мисочках.
для мотивации на занятиях, использовала художественные произведения и игры:
В. Сутеева «Под грибом».
Русская народная сказка «Колобок»;
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»;
Потешка «Солнышко-вёдрышко»;
Загадки про грибы, ягоды и яблоки.
Закличка «Дождик, дождик»
Е. Седова «Маленькие ягодки»
стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Сказка «Крот и зеленая звезда»
1. Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей.
2. Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами».
3. Консультация для родителей по ИЗО деятельности
Все запланированные занятия проведены. Считаю цель и задачи проекта достигнутыми, дети получили удовольствие и радость от занятий. Итог проекта представлен в слайдовой презентации.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
В следующем учебном году буду продолжать работу в этом направлении.