Приложение МААМ

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя

Елена Бабушкина
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя группы кратковременного пребывания детей Бабушкиной Елены Владимировны

«Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста»

Я работаю в структуре дошкольного образования с января 2006 года, т. е. с того времени, как на базе начальной школы была открыта группа кратковременного пребывания детей.

Ведущие цели моей педагогической деятельности :

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах

-формирование основ базовой культуры личности,

-всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

-подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Цели моей работы соответствуют целям основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендованной УМО в качестве примерной основной общеобразовательной программы ДО.

Основные задачи педагогической работы определила для себя следующие:

- создание необходимых условий для обеспечения качества образовательного процесса, с использованием современных развивающих технологий;

- предоставление воспитанникам возможности реализовывать себя во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской, в конструировании, в восприятии художественной литературы, в самообслуживание).

- обеспечение физического и психического здоровья детей;

- привитие ценностей здорового образа жизни;

-осуществление необходимой коррекции в речевом развитии;

-создание предметно-пространственной развивающей среды в группе; - взаимодействие с родителями в решении возникающих проблем;

- взаимодействие с социумом (сельский клуб, медпункт, Землянозаимская средняя школа)

Я работаю в разновозрастной группе, и это является одним из основных условий выбора цели моей педагогической деятельности. Для меня особенно важно чтобы дошкольник не только прожил полноценно этап детства, но и был подготовлен к обучению в школе. Готовность ребёнка к дальнейшему обучению является главным критерием освоения программы ДО. Для работы мною была выбрана основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе которой я составляю рабочую программу. В зависимости от возрастного состава группы я вношу изменения в планирование воспитательно-образовательного процесса. Планирование работы для разных возрастных групп обеспечивается за счёт достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитие на протяжении всего дошкольного возраста пока ребёнок посещает ГКП. При этом поставленные цели и задачи решаются на необходимом и достаточном материале, что позволяет избежать перегрузки детей и даёт возможность освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации.

ГКПД создана на базе начальной школы, помещение достаточно большое, есть групповая, спортивный зал. В группе организована предметно-пространственная среда. Она носит развивающий характер, разнообразная, трансформируемая, полифункциональная. В соответствии с возрастом детей, их индивидуальными потребностями организованы игровые зоны, которые легко изменяют своё назначение в зависимости от желания детей. Имеются обучающие и развивающие игры, представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т. д. Организованы уголки с крупной мебелью для изобразительной деятельности, настольных развивающих и дидактических игр. Мною изготовлены из картона большие по размеру дом и автобус, которые дети используют и для сюжетно-ролевых игр, и для уединения, и для театрализованных представлений. Также мною создан материал для кукольного театра и для сюжетно-ролевых игр, дети могут переодеваться в зависимости от сюжета выбранной игры. В группе имеется выбор строительных наборов, мелких игрушек, кубиков, много материала для развития мелкой моторики. В спортивном зале небольшой по объёму спортивный инвентарь («дорожка здоровья», мячи, кубы, обручи, скакалки, «мякиши») позволяет не только проводить качественные занятия, но и способствует развитию воображения дошкольника.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приё мы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. Использование современных технологий позволяет сделать воспитательно – образовательный процесс качественным, направленным на гармоничное всестороннее развитие дошкольника.

В работе с детьми я выбрала следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии предметно-развивающей среды, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

Последние три года работаю над темой самообразования «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста». Эта тема выбрана мною не случайно, она продиктована жизненной необходимостью. За время работы я поняла, что для детей в сельской местности основной проблемой является недоразвитие речи, а правильная речь - непременное условие успешной готовности к школьному обучению. Ребёнок в селе обделён общением, это в большинстве случаев связано с занятостью родителей в сельскохозяйственном труде, неблагополучной обстановкой в семье (родители злоупотребляющие спиртным, отсутствием у родителей образования. Дети, зачастую, вместо «сказки, прочитанной мамой» получают просмотр очередного сериала, которым мама увлеклась. Вместе со сверстниками и старшими детьми дошкольники проводят время на улице, здесь ребёнок не может услышать ни культуры произношения, ни культуры общения, единственная польза - это запоминание и воспроизведение считалок применяемых в игре, а также общение. Мне пришлось взять на себя и функции логопеда, так как за правильным произношением звуков в семье никто не следит, а обратиться к специалисту родители по разным причинам не имеют возможности.

Для решения задач по развитию речевых способностей я использую в своей работе «Программу развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой. Задачи развития речи решаются на протяжении всего дня. В основе выбранной мною системы лежит комплексный подход, при котором в течение всего дня ребёнок получает поддержку в развитии речи и находится под наблюдением воспитателя. Связная речь у детей несовершенна, рассказы бедны эпитетами и непоследовательны. Поэтому очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из основных задач. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитание звуковой культуры речи;

- обогащение, закрепление и активизация словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

- формирование разговорной (диалогической) речи;

- развитие связной речи;

- воспитание интереса к художественному слову;

- подготовка к обучению грамоте.

Как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами, невольно воспринимает её и со временем сам начинает употреблять речевые обороты. Так мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Как педагог закладываю в детях образец правильной речи, постоянно забочусь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подвожу к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии. Провожу работу по развитию речи через многообразие игр, что даёт в свою очередь наибольший эффект. Подбор игр зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Дети приходят в группу с двух-трёх летнего возраста, в большинстве случаев уже говорящие, но есть дети с общим недоразвитием речи. Общение на данном этапе развито на бытовом уровне, много ошибок в произношении звуков, речь бедна, но ребёнок может передать интонацию вопроса, просьбы, восклицания. Словарный запас состоит из глаголов и существительных, обозначающих ближайшие предметы и объекты, их действия и состояния. Требуется коррекция произношения, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа и силы голоса.

Пространственная среда в группе организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В такой ситуации я как воспитатель становлюсь равноправным партнером для своих воспитанников и оказываю им необходимую помощь.

Провожу работу с родителями, составляю беседы – практикумы о значении правильной речи, о необходимости общения с ребёнком на доступном для него уровне, о значении домашнего чтения. Изготовила буклеты с практическими советами для родителей по логопедии.

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

Использование здоровьесберегающей технологии направлено на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, на приобщение к здоровому образу жизни. Физическая зарядка в начале дня, упражнение на предупреждение плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке, динамические паузы и дыхательная гимнастика во время ННОД. Я использую картотеку пальчиковых игр и во время ННОД, и как считалки в подвижной игре, и для привития гигиенических навыков. Привитие гигиенических навыков происходит в привычной для ребёнка обстановке, либо в сюжетно-ролевой игре. Воздушные и солнечные ванны в тёплое время года позволяют сохранить и укрепить здоровье воспитанников. Оптимальный двигательный режим, позволяющий обеспечить удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности, подобран с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В группе создан уголок физического развития, в котором есть кегли и мячи, скакалки и веревочки различной длинны и цвета, кольцеброс, «снежки», кубики различной величины, обручи. Дети самостоятельно могут выбирать предметы и придумывать с ними различные подвижные игры. Своей задачей на данном этапе считаю, ненавязчивую помощь в составлении и соблюдении правил игры.

Для достижения определенных результатов развития детей использую технологии предметно – развивающей среды. Предметно-развивающая среда, созданная мною в группе, не только развивает детскую активность (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования. Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для удовлетворения своих интересов, любознательности, для развития творческих способностей, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогает мне осуществлять необходимую коррекцию для продвижения развития каждого ребенка.

В группе созданы зоны развития, которые стимулируют самую разнообразную деятельность ребенка : «уголок науки» (содержит различный счётный материал, карточки с цифрами, буквами, явлениями природы, кубики, песок, воду и т. д.). «Творческий уголок» содержит всё для развития творческой активности (акварель, карандаши, бумагу, мелки, различный материал для создания аппликации, использованный материал). В «библиотечке для малышей» ребёнок может выбрать книгу и для восприятия и для самостоятельного рассказывания по иллюстрациям. «Уголок юного строителя», настольные игры постоянно используются детьми в течение всего дня. Уголок «Веселые пальчики» содержит материал для развития мелкой моторики - это бусины различной величины, крупа, камешки, мелкие фигуры животных, автомобили, пуговицы, разноцветные прищепки.

Основные цели организации этих центров:

- ребенок постоянно включен в активную деятельность, что способствует его наилучшему развитию;

- ребёнок самостоятельно может выбирать себе занятие, игру, участников игры;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми и корректировать их деятельность;

- на основе наблюдений для успешного развития ребенка педагог может объединить усилия и свои и всех членов семьи.

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является применение личностно-ориентированных технологий, которые ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, создание бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, а также реализацию имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания образовательной программы. Мною созданы условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющем ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Понимание, признание и принятие личности ребенка - вот основной фундамент строительства отношений взрослого и ребёнка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я являюсь партнером детей во всех видах деятельности. Выбор формы проведения совместной деятельности зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целей. Занятия провожу в разных формах: работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок. Предлагаю детям оценивать друг друга (приём «аплодисменты», использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу. Отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха.

Считаю, что только взаимодействие с ребёнком приносит психологический комфорт в отношения «взрослый – ребёнок». С целью улучшения психологической атмосферы в группе предоставляю возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок, сама же откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. В результате дети с удовольствием посещают ГКП, не желают идти домой, просят родителей прийти за ними позже, любят ходить в гости к друг другу. Таким образом, в группе нет детей испытывающих дискомфорт при общении со сверстниками или взрослыми, следовательно, и при поступлении в школу адаптация проходит быстрее.

В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги - родители. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. Педагогический процесс представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых.

В построении воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении мною основная роль уделяется игровой технологии. Игра - основной вид деятельности дошкольника. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, в совместных играх ребенок сближается со сверстниками, при этом развивается речь и мышление. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-драматизации, словесные, социальные. Сюжетно-ролевая игра формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Ролевые действия отражают жизненный опыт детей, поэтому я постоянно забочусь о его своевременной подпитке, показывая широкий спектр ролевых действий во время ННОД, беседы по теме профессии, экскурсии. Использование театрализованных игр помогает мне формировать у детей навык создания замысла и обыгрывания готового сюжета. Обогащение детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развитие интереса к литературе, театру, формирование диалогической, эмоционально-насыщенной речи, активизация словаря, нравственно-эстетическое воспитание каждого ребенка.

В своей педагогической деятельности использую технологию исследовательской деятельности, которая позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более насыщенным и интересным для детей. Создание проблемной ситуации способствует возникновению заинтересованности найти решение, вызывает активность мышления, способствует развитию воображения. Использование проблемно-поискового, исследовательского метода, метода экспериментирования способствуют высокому качеству усвоения нового материала. На занятиях становлюсь партнёром для детей, учу их наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения методом «проб и ошибок». Детская любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации помогают мне в составлении перспективного планирования совместной деятельности, направленного на индивидуальное развитие каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (продолжение) Раздел 3 Профессиональная деятельность. 3.1. Пятый год воспитанники школы занимаются по моей программе факультатива «Ищу работу», направленной.

Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 16:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бабушкина (УИ 601567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД